Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
История жанра исторической песни и художественные традиции
Новое художественное единство создается в народном творчестве на основе определенного отношения к предшествующей традиции. Историческая песня вырастает не из простого отбрасывания традиции, а в результате сложного диалектического взаимоотношения с ней. Здесь и творческое усвоение, и переосмысление, и коренная переработка, и отрицание, и механическое сохранение традиции. Историческая песня прошла промежуточные формы, в которых постепенно подготавливалось завершение процесса становления жанра. В ходе своего развития она «обращалась» к разным поэтическим традициям. Мы увидим, что первое место здесь занимали традиции эпоса, затем баллады, но также и лирической песни, причети и сказки. Это разнообразие художественных традиций определенно воздействовало на такую специфическую жанровую особенность, как известное разнообразие стилей исторической песни в период ее полного развития.
Особое значение имеет вопрос о взаимоотношении исторической песни и былины. Большинство современных историков фольклора согласно в том, что до определенного момента господствующей, если не единственной формой русского историко-песенного фольклора являлась былина и что появление на более позднем этапе исторической песни было вызвано новыми-историческими условиями и новыми художественными запросами народа. В таком самом общем плане постановка вопроса как будто не вызывает возражений. Но данная проблема требует значительной конкретизации. Означало ли появление исторической песни, что принципы эпического изображения истории (в сущности — эпического отношения к ней) были осознаны уже как недостаточные или вообще изжившие себя? Пришла ли историческая песня в изображении истории на смену былине или просто стала рядом с ней как еще одна новая форма, открытая коллективным творчеством? Исключают ли друг друга эти два жанра или параллельное их существование и развитие вполне естественно и закономерно?
До сих пор выводы о соотношении былин и исторических песен делались обычно на основании общих, суммарных характеристик того и другого жанра, характеристик, которым недоставало необходимой исторической перспективы. Былина «вообще» сопоставлялась с исторической песней «вообще». Рассмотрение вопроса должно быть перенесено на почву конкретного исторического анализа, оно должно строго учитывать, что в былина, и историческая песня развивались и внутренне изменялись, а вместе с этим менялся и характер их взаимоотношений.
Картина отношений старшей исторической песни и былинного эпоса должна раскрыться перед нами постепенно. Но некоторые общие соображения нужно здесь высказать. Прежде всего, тезис о том, что историческая песня приходит на смену былине и что тем самым народное творчество отбрасывает эпические традиции, не подтверждается фактически. В самом деле, в XIII—XIV веках, когда можно вполне определенно говорить о существовании исторических песен, эпическое творчество находилось в состоянии мощного подъема. Достаточно сказать, что в это время возникают былины о татарском нашествии. В XVI веке эпическое творчество было еще довольно продуктивным, но в это же время историческая песня достигает очень высокого уровня. А это значит, что для исторической песни старшей поры традиции былин не являлись отжившими, они были для нее живым художественным источником.
С другой стороны, сами былины испытали в процессе своего развития воздействие если не новых явлений историко-песенного фольклора, то тех новых принципов историзма, которые в них обнаружились.
Тем не менее былина и историческая песня — это действительно разные жанры по подходу к исторической действительности, по характеру историзма, по сущности своего художественного единства. Исследовать конкретно, как это различие проявляется, как оно развивается и к каким результатам приводит, — одна из задач настоящей работы.
текст Б. Н. Путилов