

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


Общее определение исторической песни как жанра
У исторической песни своя сфера действительности, изображению которой она посвящена, с которой она связана прочными нитями и вне которой возникать не может. Сфера эта — события политической истории страны в их последовательности и взаимной связи. Мы увидим, что в XIII—XVI веках обращение народной поэзии к этой сфере отличается известной ограниченностью. Например, такая существенная сторона политической жизни XIII—XIV веков, как внутрифеодальная борьба, не стала предметом исторической песни. Далеко не все области политической жизни XVI века получили отражение в песнях. С этой особенностью жанра нельзя не считаться. На основании материалов, выходящих за пределы XIII—XVI веков, можно утверждать, что историческая песня никогда не охватывала своим содержанием всей совокупности политических событий данной эпохи, подчас проходя мимо таких явлений, которые самым непосредственным образом касались народных масс. Следовательно, нет оснований рассматривать историческую песню как некую поэтическую энциклопедию истории, как поэтическую летопись и т. д. Мы не вправе ожидать от песни полного и широкого отражения истории.
Историческая песня — это одна из форм народного искусства, содержанием обращенная к истории. Но из этого положения нельзя делать обратного вывода — что история получает в песнях сколько-нибудь полное и систематическое отражение.
Основные особенности жанра исторической песни XIII—XVI веков должны быть выявлены путем уяснения принципов отношения его к той сфере, которую он избрал объектом изображения, в данном случае — к сфере политической истории. Речь идет не о внешних, а о внутренних, эстетических связях жанра с действительностью. Историческая песня событийна по своему содержанию, и то событие, которое развивается в сюжете, всегда получает характер события политического, исторического, действительно имевшего место и вполне определенно соотносимого с каким-нибудь конкретным моментом в политической истории народа, государства. Такова неизменная эстетическая установка исторических песен — на создание конкретно-исторических сюжетов, с конкретно-историческими героями и откровенно политическими конфликтами.
Однако эта эстетическая установка отнюдь не приводит песню к точному и эмпирически достоверному воспроизведению действительных фактов истории. Содержанием исторических песен оказываются иногда такие события и такие факты, каких в настоящей истории никогда не было. В других случаях действительные факты и эпизоды истории поданы в песнях в столь далеком от реальности виде, что в сущности мало чем отличаются от событий, полностью вымышленных. Песенные сюжеты не находят прямого соответствия в истории. Примерно то же можно сказать и о песенных героях: одни из них соотносятся с историческими прототипами, но нередко совершают такие поступки и ведут себя так, как никогда не поступали и не могли поступать их прототипы; другие приходят в песню как лица, целиком вымышленные, никогда в истории не существовавшие.
Таким образом, история действительная и история песенная не совпадают; нужно отказаться от определения исторических песен как песен с более или менее точной фактической основой и с реальными историческими героями. Историческая песня не может рассматриваться как «документальное» отражение действительных событий. Конкретно-исторический характер данного жанра состоит не в том, что фиксируются реальные исторические факты, а в том, что эти песни отражают в виде конкретно-исторических сюжетов вполне реальные политические конфликты, весьма характерные для исторического момента и важные для людей. Конкретно-исторический характер имеет проблематика этих песен, а герои их выступают как действующие лица истории — независимо от того, были они таковыми или нет. И в силу конкретно-исторического характера исторические песни хорошо отражают движение истории так, как оно воспринимается народным творчеством.
С точки зрения эстетики жанра «действительное» и «вымышленное» в песнях разно исторично.
Определение исторической песни как песни с конкретно-историческим содержанием, которое может не соотноситься с «фактами», но соотносится с определенным историческим моментом в его преломлении через народное сознание и которое поэтому допускает самые широкие возможности для художественного вымысла, — конечно, нельзя признать ни исчерпывающим, ни даже сколько-нибудь достаточным. Сущность жанра раскроется постепенно — в результате анализа отдельных песен. когда можно будет подвергнуть их детальному рассмотрению в единстве содержания и формы, когда конкретно предстанут различия между исторической песней и другими видами историко-песенного фольклора. К тому же общая характеристика художественной сущности исторической песни должна быть дополнена еще некоторыми важными моментами.
текст Б. Н. Путилов
