

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


С 1 по 28 августа в большом зале московского Центра дизайна ArtPlay прошла персональная выставка Тотана Кузембаева под названием «Гравитация», организованная Фондом Исмаила Ахметова и Musivum Gallery. Открытие приурочили к 60-летнему юбилею архитектора. Дизайн экспозиции разработали Юрий Аввакумов и сам Тотан.
Как архитектор Кузембаев обрел самостоятельность довольно ПОЗДНО — в 2002 году. Судя по информации, представленной в каталоге выставки, именно тогда он основал свое бюро «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Что происходило между 1989 годом, когда он ушел из моспроектовской мастерской под руководством Игоря Покровского, и 2003-м, когда началось проектирование ресторана «Кот д’Азур» на берегу Клязьминского водохранилища, мало кто знает. Мы опубликовали проект Кузембаева «Информационный город» (соавторы — Сергей Коробов, Игорь Пищукевич), начатый Тотаном еще в бытность сотрудником Покровского и заглохший после распада СССР. Как выяснилось, даже об этом почти никто не слышал, хотя проект, в общем, культовый и неоднократно публиковавшийся. Что уж говорить о 1990-х годах?
Недавно я брал у Тотана интервью для одного риэлторского журнала, в ходе которого мне удалось выведать ряд подробностей о его жизни в «лихие девяностые». Оказывается, он проектировал и лепил камины. Если верить рассказам Тотана, работалось порой довольно непросто и даже тревожно:
Был один такой бандит, который хотел, чтобы я опустился по цене... раза в четыре. Я ему говорю: «Не могу. Ты же понимаешь, сюда не только работа входит, стройматериалы надо закупать...» Он ни в какую. «Слушай, — говорит, -я найду художника любого, который мне в двенадцать раз дешевле сделает. Но я тебя хочу». Никакие аргументы на него не действовали. И вдруг меня осенило: «Это стандартная цена. Я со всех столько запрашиваю. Если люди узнают, что тебе сделал дешевле, они же обидятся». Этот довод показался ему убедительным, и мы ударили по рукам.
Приведенный отрывок из интервью, кажется, вырезали, но атмосферу эпохи он передает хорошо. Что забавно, благодаря своей каминной деятельности Тотан и стал практикующим архитектором.
В 2000 году Михаил Лабазов свел его с Александром Ежковым — хозяином Мытищинского рынка. Тому требовались два камина для конного клуба на берегу Клязьминского водохранилища. Этот заказ должен был достаться Александру Бродскому, но он к тому моменту уехал в США. Работа спорилась, Ежков остался доволен и заказал Тотану проект парадной лестницы в том же клубе...
А потом еще проект собственного дома, банка на Мытищинском рынке, уже упоминавшегося ресторана «Кот д’Азур» и т.д. Одним словом, архитектору улыбнулась удача. С тех пор Ежков является основным заказчиком Тотана.
Это архитектурная выставка и можно было не рассчитывать на покупку подарков и сувениров, но впечатление от посещения осталось огромное.
На выставке можно было увидеть все постройки Кузембаева за последние годы. Фотографии объектов проецировались на круглые экраны, подвешенные к потолочным балкам за металлические лески. Проекционная техника помещалась в небольших круглых буграх из войлока, служивших в том числе в качестве лежанок. Кузембаев -уроженец Казахстана, так что символика войлочных всхолмий более или менее ясна. Непонятно только, почему это называлось «Гравитация». Аввакумов как-то попытался объяснить это в выставочном манифесте, но у него не очень вышло. Немного разочаровало отсутствие «бумажных» проектов, но зато на антресольном этаже висела тотановская графика второй половины 1990-х, такая тонкая-тонкая и невероятно многодельная... Не совсем равноценная, но вполне достойная замена.
