Метки





Выставка Тотана Кузембаева

С 1 по 28 августа в большом зале московского Центра дизайна ArtPlay прошла персональная выставка Тотана Кузембаева под названием «Гравитация», организованная Фондом Исмаила Ахметова и Musivum Gallery. Открытие приурочили к 60-летнему юбилею архитектора. Дизайн экспозиции разработали Юрий Аввакумов и сам Тотан.

Как архитектор Кузембаев обрел самостоятельность довольно ПОЗДНО — в 2002 году. Судя по информации, представленной в каталоге выставки, именно тогда он основал свое бюро «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Что происходило между 1989 годом, когда он ушел из моспроектовской мастерской под руководством Игоря Покровского, и 2003-м, когда началось проектирование ресторана «Кот д’Азур» на берегу Клязьминского водохранилища, мало кто знает. Мы опубликовали проект Кузембаева «Информационный город» (соавторы — Сергей Коробов, Игорь Пищукевич), начатый Тотаном еще в бытность сотрудником Покровского и заглохший после распада СССР. Как выяснилось, даже об этом почти никто не слышал, хотя проект, в общем, культовый и неоднократно публиковавшийся. Что уж говорить о 1990-х годах?

Недавно я брал у Тотана интервью для одного риэлторского журнала, в ходе которого мне удалось выведать ряд подробностей о его жизни в «лихие девяностые». Оказывается, он проектировал и лепил камины. Если верить рассказам Тотана, работалось порой довольно непросто и даже тревожно:

Был один такой бандит, который хотел, чтобы я опустился по цене... раза в четыре. Я ему говорю: «Не могу. Ты же понимаешь, сюда не только работа входит, стройматериалы надо закупать...» Он ни в какую. «Слушай, — говорит, -я найду художника любого, который мне в двенадцать раз дешевле сделает. Но я тебя хочу». Никакие аргументы на него не действовали. И вдруг меня осенило: «Это стандартная цена. Я со всех столько запрашиваю. Если люди узнают, что тебе сделал дешевле, они же обидятся». Этот довод показался ему убедительным, и мы ударили по рукам.

Приведенный отрывок из интервью, кажется, вырезали, но атмосферу эпохи он передает хорошо. Что забавно, благодаря своей каминной деятельности Тотан и стал практикующим архитектором.

В 2000 году Михаил Лабазов свел его с Александром Ежковым — хозяином Мытищинского рынка. Тому требовались два камина для конного клуба на берегу Клязьминского водохранилища. Этот заказ должен был достаться Александру Бродскому, но он к тому моменту уехал в США. Работа спорилась, Ежков остался доволен и заказал Тотану проект парадной лестницы в том же клубе...

А потом еще проект собственного дома, банка на Мытищинском рынке, уже упоминавшегося ресторана «Кот д’Азур» и т.д. Одним словом, архитектору улыбнулась удача. С тех пор Ежков является основным заказчиком Тотана.

Это архитектурная выставка и можно было не рассчитывать на покупку подарков и сувениров, но впечатление от посещения осталось огромное.
На выставке можно было увидеть все постройки Кузембаева за последние годы. Фотографии объектов проецировались на круглые экраны, подвешенные к потолочным балкам за металлические лески. Проекционная техника помещалась в небольших круглых буграх из войлока, служивших в том числе в качестве лежанок. Кузембаев -уроженец Казахстана, так что символика войлочных всхолмий более или менее ясна. Непонятно только, почему это называлось «Гравитация». Аввакумов как-то попытался объяснить это в выставочном манифесте, но у него не очень вышло. Немного разочаровало отсутствие «бумажных» проектов, но зато на антресольном этаже висела тотановская графика второй половины 1990-х, такая тонкая-тонкая и невероятно многодельная... Не совсем равноценная, но вполне достойная замена.