Метки






Земские художественные мастерские Сергиева Посада 2


Блюдо 1907 г.
Блюдо 1907 г. Земские художественно-столярные мастерские Сергиева Пасада. Работа В.П. Ворноскова. СПМЗ

 

начало: Земские художественные мастерские Сергиева Посада

 

По заказам Кустарного музея в мастерской выполнялись и копии старинных кресел, скамеек с перекидными ажурными спинками, хранившихся в музеях Москвы и Ростова. В эти годы было налажено производство резных киотов, блюд со вставкой в них старых медных икон и крестов. Подобное блюдо 1907 г. работы В.П. Ворноскова (на верхней иллюстрации) хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. Оно украшено резным узором из стилизованных фигур птиц и растительных побегов, плотно заполняющих поверхность предмета. В центр блюда врезан медный литой крест с изображением Распятия.
Резные блюда со сложными узорами старинных книжных заставок, изображением Георгия Победоносца выполнялись по заказам разных организаций (Московского Дворянского собрания, Московского губернского земства и других) для поднесения их императору Николаю II в память о юбилее войны 1812 г., 300-летия династии Романовых. Для этих же целей были изготовлены большие модели Московского Кремля и Кремля Ростова Великого (от Ростовского дворянства).
Необходимо отметить, что заказы приносили основной доход мастерской. Довольно выгодным для нее было изготовление иконостасов и мебели в «русском стиле» для временной церкви царского сводного полка в Царском Селе и церкви-памятника в Лейпциге по рисункам архитектора А.А. Покровского . В 1911 г. был выполнен большой столовый гарнитур в «русском стиле» по рисункам A.M. Васнецова (буфет, сервант, два стола, 24 стула и 2 кресла). Работа была сложной и выполнялась всей мастерской, включая заведующего. Предметы украшались богатым резным декором, дверцами со слюдяными вставками и коваными железными накладками . В настоящее время один из вариантов гарнитура хранится в Московском музее-квартире A.M. Васнецова.

 
Настенный шкаф. 1910-е годы
Настенный шкаф. 1910-е годы. Земские художественно-столярные мастерские Сергиева Посада. Проект Ап. М. Васнецова. СПМЗ
 
В 1900-е годы с посадскими мастерскими сотрудничали такие известные талашкинские художники, как СВ. Малютин, А.П. Зиновьев и ученики СВ. Малютина — А.П. Самусев, А.П. Мишонов, В.М. Захоренков.
По рисункам СВ. Малютина было выполнено два гарнитура мебели для столовой в характерных для художника крупных объемах. А.П. Зиновьев разработал большое количество образцов настенных шкафчиков, настольных принадлежностей, широко тиражировавшихся местными мастерами.
 
Настенный шкаф. 1910-е годы.
Настенный шкаф. 1910-е годы. Земские художественно-столярные мастерские Сергиева Посада. Проект А. П. Зиновьева. СПМЗ
 
Известны примеры оформления земскими мастерскими интерьеров в «русском стиле»: дома Вл.И. Соколова в Сергиевом Посаде по его собственным проектам, столовой в московском доме СТ. Морозова, комнат дома графика И.Н. Павлова в Замоскворечье по рисункам СВ. Малютина и Вл. И. Соколова. «Руками Сергиевских мастеров были сделаны массивные буфет, стол, скамьи, шкафчики, поставцы, полочки, карнизы и другие. Вл. И. Соколов приложил свою руку к украшению ширм — это были раскрашенные пейзажи по дереву с выжиганием иглой. Появились расписные ковши, ендовы», — вспоминал И.Н. Павлов .
В 1900-х годах в мастерских было создано отделение, занимавшееся производством изделий, украшенных выжиганием и росписью. Эта новая техника художественной обработки дерева вошла в моду в России с конца XIX в. В Сергиевом Посаде она была известна вначале только отдельным кустарям, круг которых благодаря стараниям земства к 1910-м годам насчитывал около 100 дворов .
Для разработки форм предметов, украшенных выжиганием, росписью и резьбой, Вл.И. Соколовым использовались образцы старинной посуды Московского исторического музея. С них выполнялись копии, отправлявшиеся для тиражирования кустарям Семеновского уезда Нижегородской губернии. На местном базаре закупались также кадки, бочонки работы тамбовских кустарей, именовавшиеся в прейскурантах как кашпо для рулонов бумаги.
Много выдумки художники тратили на оформление так называемого пасхального и рождественского товара, украшавшегося стилизованными растительными орнаментами, заимствованными с памятников народного искусства, архитектурными пейзажами древнерусских городов и самого Сергиева Посада (работы Соколова, Захоренкова и других).
По инициативе Н.Д. Бартрама было налажено производство так называемых столярных, в том числе и профильных игрушек, круг которых определялся в основном тематикой «русского стиля»: многофигурных комплектов, иллюстрирующих сказки («Избушка на курьих ножках»), архитектурных игрушек («Русский поселок XVII в.» по рисункам из сочинений Мейерберга, «Село Спасское» по рисункам Н.Д. Бартрама и других).
 
Пасхальное яйцо,  шкатулка, елочная игрушка. Начало XX в.
Пасхальное яйцо, шкатулка, елочная игрушка. Начало XX в. Земские художественно-столярные мастерские Сергиева Посада. Выполнены по образцам Вл.И. Соколова. СПМЗ
 
Шкатулки "Лев" и "Русалка". Начало ХХ века.
Шкатулки «Лев» и «Русалка». Начало ХХ века. Земские художественно-столярные мастерские Сергиева Посада. СПМЗ.
 
Продукция мастерских находилась целиком под контролем профессиональных художников, выполнялась квалифицированными кустарями и была рассчитана на запросы городского населения. Земство выступало «за однородность товара», что неминуемо вело к нивелированию индивидуальных особенностей мастеров. В этом заключалось одно из противоречий его деятельности, где наряду со стремлением «способствовать личному творчеству кустарей» диктовалось условие жесткого следования данному в прейскуранте образцу. Работы по заданным шаблонам приводили к определенному обезличиванию вещей, утрате их непосредственности.
Строгие требования международной торговли обязывали мастеров изготавливать изделия «во всем похожие на имеющиеся образцы». Иногда заграничные фирмы были вынуждены для точного исполнения сроков заказов выполнять сергиево-посадские образцы промысловых изделий самостоятельно (примером могут служить матрешки немецкой работы в собрании Художественно-педагогического музея игрушки Сегиева Посада).
Вещи в «национальном вкусе» пользовались особым спросом на рынках. Они продавались через Кустарный музей не только в России, но и во многих странах мира.
С целью более широкой экономической помощи «неорганизованной массе кустарей... боровшейся с посреднической эксплуатацией» земство помогает в организации нескольких артелей и мастерских. Еще в 1901 г. им была создана артель игрушечников-лепщиков из 20 человек; в 1910—1911 гг. — артели «Одевалыцицы кукол» (11 членов), «Кустарь-художник» (11 членов), «Столярно-мебельная» (10 членов), «Хотьковское складочное общество кустарей столярно-резного производства» (11 членов) и мастерская наглядных пособий, пользовавшихся образцами и заказами земских мастерских.
В артель «Одевалыцицы кукол» и мастерскую наглядных пособий приглашались женщины, занимавшиеся «шитьем воздухов, изготовлением тесьмы и другими женскими промыслами», которых насчитывалось 85 дворов мастериц. Артель «Одевалыцицы кукол» возглавляла Е.Ф. Цветаева — выпускница Строгановского художественно-промышленного училища . Куклы изготавливались по моделям, разрабатывавшимся художниками Кустарного музея и Е.Ф. Цветаевой. Они были одеты в стилизованные «древнерусские» и крестьянские костюмы разных губерний России.
Мастерская наглядных пособий была создана по образцу подобной мастерской Вятского губернского земства и до 1914 г. была отделом игрушечной мастерской. В нее приняли 12 учениц из детей золотошвеек, обучавшихся производству учебных пособий по ботанике и истории, а с привлечением лепщиков — по анатомии (из папье-маше, мастики и особой желатиновой массы). Со временем был налажен выпуск тематических коллекций и таблиц по исторической геологии, как например, «История каменного угля», моделей сельскохозяйственных орудий и построек, инструментов по ботанике, физике, рисованию. Их покупали школы и училища.
Артель «Кустарь-художник», созданная Н.Д. Бартрамом с целью «возрождения русской росписи XVII-XVIII вв.» изготавливала небольшие деревянные изделия и мебель с выжиганием и росписью. Образцом ее работы служит шкаф-поставец из собрания ГИМа, являющийся почти точной копией шкафа XVIII в. из г. Олонца, который в настоящее время также хранится в ГИМе.
Однако земские мастерские как учреждения в первую очередь учебные были не в состоянии разрешить острых проблем выхода кустарных промыслов из экономического кризиса.
В 1913 г. земство передает хозяйственную деятельность игрушечной мастерской в ведение организовавшейся «Кустарно-промышленной артели игрушечников» и открывает чисто учебное заведение — школу-мастерскую по игрушечному кустарному производству.
Вновь созданную артель можно считать преемницей игрушечной мастерской, так как она в счет ссуды от московского земства не только получила в аренду само помещение мастерской, но также образцы и формы игрушек 5. К 1914 г. в артели насчитывалось 185 человек — большая часть квалифицированных кустарей города.
В школе-мастерской курс обучения был бесплатным и рассчитанным на четыре года. Ученики распределялись по шести отделениям: столярному, резному, токарному, формовочному, по окраске папье-маше и бумажных изделий, выжиганию и росписи по дереву. Характер программы был направлен «на развитие творческих сил учащихся, на почве русской старины, природы и своеобразности русских приемов в работе». При школе был создан свой небольшой музей образцов. Кроме обучения практическому ремеслу, предусматривалось знакомство с основами анатомии, истории внешней культуры, то есть жилищем, одеждой, утварью народов мира, рисования, лепки и счетоводства, что давало возможность закончившему школу «самостоятельно вырабатывать новые типы художественных игрушек».
К 1910 г. игрушечную мастерскую закончило 85 учеников и около 250 кустарей пользовалось ее указаниями и заказами.
Таким образом, усилия посадских мастерских совместно с другими художественными школами и мастерскими России были ориентированы на сохранение и развитие традиций национального ремесла в русле стилевой направленности художественного процесса тех лет и имели, несомненно, положительное значение. Значительно улучшилось качество изделий, расширился и обновился их ассортимент и, как следствие, увеличились сбыт и заработок мастеров, отдельные группы которых стали заниматься производством художественных изделий, в том числе уникальных, положив начало новым промыслам, таким как столярно-резное и выжигания и росписи по дереву.
Заложенная земством система обучения мастера-прикладника в дальнейшем была принята за основу в профессионально-технической школе им. С. Халтурина, а затем в художественно-промышленном техникуме игрушки (ныне Российский художественно-технический колледж игрушки).
На базе созданных по инициативе земства артелей была образована единая «Сергиевская промышленная кустарная игрушечная артель» (1929), отдельные мастера которой (А.И. Шишкин, П.П. Березин, И.И. Вячеславов и другие) в 1940-е годы перешли работать в прикладной цех Загорской художественно-производственной мастерской (ныне предприятие «Сувенир»), продолжая местные традиции художественной обработки дерева.
 


 





Оставить комментарий