Метки






Земские художественные мастерские Сергиева Посада


С.В.ГОРОЖАНИНА. Земские художественные мастерские Сергиева Посада
 
Земские художественные мастерские Сергиева Посада наряду с мастерскими в Абрамцеве и Талашкине (Смоленская губерния) занимали значительное место в художественной жизни России конца XIX — нач. XX вв.
Настоящее сообщение является попыткой рассмотрения истории мастерских, определения основных аспектов их деятельности. Оно написано на основе материалов рубежа XIX — XX вв., связанных с деятельностью Московского губернского земства, руководившего посадскими мастерскими.
Со второй половины XIX в. земство оказывало большое влияние на ход развития кустарных промыслов, роль которых в экономике России продолжала сокращаться. Помощь Московского губернского земства в деле содействия подъему и развитию художественных ремесел, отвечавших требованиям времени, приходила в лице Торгово-промышленного музея кустарных изделий (далее Кустарный музей), открытого по его инициативе в Москве в 1885 г. и являвшегося координирующим центром по работе с кустарями Московской губернии.
Созданная при музее Особая комиссия по содействию кустарным промыслам, по примеру опыта художественно-промышленных школ Западной Европы, принимает решение об учреждении в Московской губернии учебных школ и мастерских, организации кустарных артелей и обеспечении им кредита. В первую очередь содействие оказывается промыслам, «наиболее способным поддаваться художественному воздействию» . В их число вошли промыслы Сергиева Посада — крупнейшего центра игрушечного производства в России XIX в.
По статистическим данным на 1880 г., в городе насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из которых 156 занимались производством лепных игрушек из папье-маше и мастики, 43 — деревянных резных игрушек, 28 — токарных и 95 — смешанных , то есть изготовлявших игрушки из различных материалов. В Посаде существовало 14 игрушечных лавок и два оптовых склада. Торговля была налажена через скупщиков (Гробовых, Новожиловых и других), которые при большой насыщенности местного рынка игрушечной продукцией постоянно сбавляли на нее цены. К концу XIX в., по свидетельству современников, отмечалось падение художественного уровня изделий: «Прошло золотое время игрушки. Нужда всех загубила, все вздорожало. Скупщику-торговцу чужды заботы о качестве, о сохранении традиции... кустари работают не творчески, знай себе упрощают дедовские образцы... непрочно, небрежно, грубо. Богатого покупателя теперь привлекают игрушки западного производства... покупают лишь бедняки». Спрос на модные заграничные товары вынуждал кустарей изготавливать некачественные подделки, которые временно находили сбыт, но затем вели к большому снижению художественного уровня изделий, утрате традиций.
Для повышения качества игрушек, улучшения материального положения кустарей и обеспечения их дешевым материалом Московское губернское земское собрание решило организовать в 1891 г. в Сергиевом Посаде учебную игрушечную мастерскую со скупкой изделий, выделив на это 450 руб.
Первое время мастерская выступала в роли посредника между кустарями и купцами, приезжавшими в Посад для оптовой закупки игрушек. Она же обеспечивала заказами кустарей, сотрудничавших непосредственно с Кустарным музеем. Постоянного здания у мастерской не было, и она снимала малоудобные частные помещения, куда приезжал мастер-инструктор из Кустарного музея. В 1892 г. был открыт склад по продаже красок, клея и других материалов, закупаемых оптом на фабриках. Заведующим мастерской был назначен служащий московской управы В.И. Боруцкий, деятельный организатор производства.
 
Фотография 1912 год.
Мастера и преподаватели земской учебной игрушечной мастерской Сергиева Посада. ( В первом ряду сидят слева направо: Шухаев, Н.П. Комаров, В.И. Рыжов, М.И. Зимин, М.А. Чватов, В.Д. Пичугин, М.Е. Коротков; Стоят слева направо: И.А. Толстухин, В.А. Александров, К.А. Рыжов, В.И.Боруцкий, С.И. Токарев, Е.И. Шумихин). Фотография 1912 год.
 
В первую очередь он обратил внимание на улучшение технологии производства и ассортимента лепных игрушек из папье-маше и мастики как преобладающего промысла в Посаде. У самых известных тогда мастеров: А.А. Бочкова, СМ. Канищева, А.П. Табашникова, А.Г. Кутузова, Н.Н. Рубцова, С.Д. Гурылева были закуплены образцы «лаковой» игрушки. Новые, улучшенных форм образцы болвашек заказывались опытному мастеру И.А. Рыжову, использовались также модели заграничной работы, присылаемые музеем. С них отливались гипсовые формы, которые вначале раздавались бесплатно хорошим лепщикам города.
Для обучения приемам лепки было набрано несколько учеников. Мастером-инструктором был приглашен А.А. Бочков, лучший тогда формовщик.
Желающих сотрудничать с мастерской, которую кустари называли отделением музея, было много, однако предпочтение отдавалось мастерам, работающим по новым, введенным ею формам. В те годы их насчитывалось около 60 человек.
В 1890-х годах работы мастерской уже отмечались наградами на всероссийских и международных выставках . Так, на выставке в Чикаго в 1892 г. коллекция кукол с фарфоровыми головками, одетых в крестьянские костюмы разных губерний России, получила почетный диплом, а на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. куклы мастерицы П.И. Ушатовой были отмечены бронзовой медалью. Эта выставка принесла Сергиевским кустарям много наград. В заключении специалистов экспертной комиссии выставки посадской мастерской рекомендовалось в работе с кустарями «параллельно с обучением новым приемам лепки и росписи обучать при мастерской и рисованию» .
Учитывая успешную работу мастерской, Кустарный музей принимает решение о целесообразности расширения ее деятельности. В 1896 г. на деньги почетного попечителя музея СТ. Морозова на углу Нижней и Дворянской улиц строится специальное здание для учебной игрушечной мастерской, рассчитанное на 15-17 мастеров и 10 учеников. Курс обучения был рассчитан вначале, очевидно, на 3, а затем 4 года. В ученики принимались дети кустарей Посада и окрестных деревень не моложе 12 лет, имевшие начальное образование. Обучение и питание для них было бесплатным. По окончании курса ученик переходил работать на дом, получая заказы от мастерской. Обучением занимались инструкторы Л.К. Гудков, Е.И. Гусаров — из местных кустарей и Г.Г. Фадеев, закончивший Абрамцевскую столярную мастерскую. Вместе с мастерами и учениками они занимались также выполнением сложных заказов".
В 1899 г. при мастерской открылся рисовальный класс, являвшийся филиалом Строгановского художественно-промышленного училища. Заведующим был назначен преподаватель училища В.И. Трофимов, а учителями — вначале И.П. Батюков — живописец, а затем Н.Ф. Павлов — график по специальности. Обучение длилось 4 года. Занятия проводились три раза в неделю отдельно с группами учеников разных специальностей: игрушечников, токарей, а позднее резчиков и столяров (для взрослых кустарей — по воскресеньям). В первый год обучения игрушечники осваивали «рисование плоских орнаментов с раскраской их акварельными красками», на четвертый — уже рисование «с натуры ваз, рук и фигур животных, птиц, человека»12. Прошедшие его получали серьезную профессиональную подготовку, позволявшую мастерской постоянно обновлять и улучшать ассортимент изделий. Наряду с традиционным набором форм лепных игрушек (кони, коровы и другие) в прейскуранте Кустарного музея за 1898 г. появляется раздел «животных лучшей формы, обсыпных», в числе которых манерные кошечки, мопсы, верблюды, слоны правильного анатомического строения, целые зверинцы в коробках по типу немецких ноевых ковчегов . В прейскурант входили также игрушки, «сгруппированные на плетеном плато»: принадлежности для игры в песок, посудка или даже целые кухни и спаленки с обстановкой, а в разделе резных игрушек — «музыканты в ящиках», «лагери с пушками и палатками», выполненные по западноевропейским аналогам.
Ассортимент изделий быстро реагировал на изменение конъюнктуры рынка. Занявший прочное место в искусстве этого времени национальный вариант стиля историзм, получивший название «русского стиля» или «национального стиля», нашел свое отражение в работах земской мастерской. С конца XIX в. в Посаде начинают изготавливаться пасхальные яйца, шкатулки «с картинками», изображавшими сцены истории «допетровской Руси», былинных героев и тому подобное. В это же время в земскую мастерскую передается ассортимент образцов игрушек московской мастерской А.И. Мамонтова, существовавшей при магазине «Детское воспитание». Среди них куклы, одетые в национальные костюмы, набор архитектурной игрушки («Древний городок» Н.Я. Давыдовой) и получившая впоследствии всемирную известность токарная складная форма куклы — «матрешки», вмещавшей в себя от 3 до 36 мест. Фигуркам придавали образ крестьянок, боярынь или использовали для иллюстрации героев русских сказок и басен.
Для обучения местных токарей качественной отделке токарных форм из мастерской А.И. Мамонтова в 1905 г. приглашается инструктором высокопрофессиональный токарь В.П. Звездочкин.
В 1899 г. Посадская и Абрамцевская мастерские принимают участие в оформлении декоративной резьбой русского павильона на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 г. К выставке мастерской была подготовлена пользовавшаяся успехом коллекция небольших деревянных резных изделий «в русском стиле», по формам и декору близких работам Абрамцевской мастерской.
Учитывая растущий интерес покупателей к резным работам «русского характера», а также наличие квалифицированных резчиков по дереву как в самом городе, так и благодаря деятельности Абрамцевской мастерской — в Хотьковской волости Дмитровского уезда Московское земство в 1903 г. решает открыть в Посаде еще и художественно-столярную мастерскую, которая вначале существовала как отдел игрушечной мастерской. В 1906 г. для нее строится специальное здание с сушилкой для материала. С новой мастерской сотрудничало около 50 кустарей из самого Посада и 11 деревень Хотьковской волости. В художественно-столярной мастерской работало 15-17 мастеров из мебельщиков (И.П. Кошелев, И.М. Шенкелев, Д.К. Кузьмин), шкатулочников (И.М. Ильин) и резчиков по дереву, некоторые ранее занимались резьбой киотов и иконостасов (Н.А. Александров, И.В. Вячеславов, И.И. Самолетов и другие). В инструкторы были приглашены И.П. Зайцев из московской мастерской, П.В. Корюкин из ремесленной школы г.Тотьмы Вологодской губернии и Плотников из местных кустарей.
Каждый год набиралось 10 учеников, обучение которых длилось 4 года. Обязательным было посещение и рисовального класса, где изучалось черчение, самостоятельное составление столярных, токарных проектов мебели, настольных принадлежностей, игрушек, а также «рисование рельефных гипсовых орнаментов рук, ног и голов с натуры». По окончании курса ученик получал полный комплект инструментов по специальности и возможность работать по заказам мастерской.
 
Вл.И. Соколов, И. П. Батюков. Фотография. Начало XX в.
Вл.И. Соколов, И. П. Батюков. Фотография. Начало XX в.

 
В 1902 г. на должность художника, а затем заведующего художественно-столярной мастерской был приглашен Вл. И. Соколов, с которым связан качественно новый этап в истории земских мастерских. Вл. И. Соколовым была разработана учебная программа мастерской, где, кроме обучения ремеслу, предусматривалось развитие личного творчества учащихся. Им предлагалось заниматься не только копированием изделий, но и изготовлением самостоятельных образцов, пользуясь, например, изданием А.А. Бобринского «Русские народные деревянные изделия» и другими. Вместе с учениками Вл. И. Соколовым посещался отдел образцов (называемый «музеем образцов»), созданный при Кустарном музее и хранивший как старинные произведения, так и современные образцы кустарных изделий.
Музей образцов возглавлял Н.Д. Бартрам, который привлек к своей работе большой круг талантливых художников, выступавших против прививавшегося на кустарных промыслах интернационального стиля. Пути возрождения национального ремесла они видели в создании образцов изделий на основе современно понятых традиций русской художественной культуры, введении в кустарное производство новых техник и сюжетов.
Для посадских мастерских образцы разрабатывали такие известные художники как СВ. Малютин, A.M. Васнецов, Н.Д. Бартрам, Н.Я. Давыдова, И.И. Овешков и другие. Все новые изделия обсуждались на художественном совете музея, в который входили художники Н.Я. Давыдова, Е.Г. Теляковский и другие, работники музея и заведующие учебными мастерскими. Возглавлял совет СТ. Морозов. Как меценат, вкладывавший солидные средства в развитие кустарного дела, он диктовал художественное направление работ земских мастеров .
Художники представляли в мастерскую рисунки и чертежи образцов как отдельных предметов мебели, так и целых гарнитуров. Они имели сложные столярные конструкции, украшались не только традиционными техниками резьбы и росписи, но и различными по фактуре материалами, такими как речные камушки, эмалевые накладки, керамические плитки, специально изготавливавшимися на фабрике С.Г. Дунаева (близ Хотьково), что было характерно для художественного убранства мебели 1900-х годов.
При создании «образцов русского характера» для стилизации формы художниками использовались отдельные детали старой мебели, узоры домовой резьбы, пряничных досок, прялок. Выполненные руками посадских кустарей, они подкупали неповторимостью и высоким мастерством исполнения.

 

Продолжение: Земские художественные мастерские Сергиева Посада 2

 


 





Оставить комментарий