Метки






Расписные сундуки XVIII в. 2


Начало: Расписные сундуки XVIII в.
 
Следующее изображение — в духе галантных сцен XVIII в.
 
Сундук. Середина XVIII в.
Сундук. Середина XVIII в. Север. ГИМ.
 
Роспись расположена на внутренней стороне крышки большого сундука середины XVIII в. (сосна, масло). Мы видим часть комнаты, ограниченную кругом, где за накрытым столом расположились дама и кавалер. Дама в скромном чепце с кружевами и чуть выбившимися локонами на висках, в домашнем шелковом платье шлафоре с круглым вырезом. Из-под широких рукавов шлафора видны белые, пышные, схваченные у запястья рукава рубашки, в руках традиционный кубок. Ее кавалер одет в однобортный зеленый кафтан с большими красными обшлагами, белый галстук и парик «алонж». Костюмы персонажей относятся к 20 — 30-м годам XVIII в. Домашний наряд дамы, куртуазное отношение к ней кавалера, уединенность и позы героев подчеркивают интимность сцены. Приборы на столе художник изобразил так, как обычно изображают их на иконах, в стенной росписи, в книжной миниатюре.
В символическом пространстве, очерченном кругом, художник выстраивает перспективу: на заднем плане — оконница с мелким ромбовидным узором, тяжелые балки потолка составляют квадраты, слева видна небольшая дверь с резным узорным навершием, справа — занавес, подхваченный крупным узлом, придает некую театральность происходящему.
Изображение объемно, некоторые детали выполнены небрежно. Художник использует всего три цвета, поражая яркостью, праздничностью сочетаний. Основной тон красный. На остальном поле крышки расположены большие симметричные растительные завитки с цветами.
Хочется отметить, что сюжет кавалер — дама, сохраняясь на протяжении всего XVIII в., остается популярным и в XIX в., но с середины века смысловые акценты меняются. Композиция приобретает более бытовой, житейский, личный оттенок, превращаясь скорее в парочку.
Особое место занимают сюжеты назидательного характера, сюжеты-притчи. В 1554 г. на соборе по делу Висковатова было разрешено помещать на иконы наряду с обычными изображениями также и притчи. Уже в XVII столетии в стенных росписях храмов появляются огромные циклы, где богословская программа высокого евангельского плана меняется на житийную. Проводятся параллели с обыденной жизнью, подчеркивается назидательная линия.
В народном искусстве это проявилось позже. В XVIII в. такие сюжеты становятся наиболее популярными. Подобные изображения оказывали влияние на воспитание душевной чистоты и нравственности народа, утверждали моральные нормы, несли советы в аллегорической форме: как жить в обществе, в семье, как себя вести в той или иной ситуации. Мирские и библейские притчи, располагаясь как бы между чудесным и земным, утверждали духовные категории и доставляли при этом эстетическое удовлетворение.
Первый сундук с назидательным сюжетом выполнен в 20 — 30-х годах XVIII столетия (дуб, левкас, темпера).
 
Сундук. 20-30-е годы XVIII в. Устюг Великий.
Сундук. 20-30-е годы XVIII в. Устюг Великий. ГИМ
 
Изображение помещено в круглое клеймо и дополнено поучительной надписью. Расположенный за клеймом узор из птиц, стеблей, чашечек и бутонов цветов ритмично переплетается в строгой симметрии.
В верхней части клейма помещена надпись: «лежат в винограде трое ленивых, здравы и все ленивы, по виноград встати леняца, а ести хотят». Палеографический анализ надписи относит ее к 20 — 30 гг. XVIII в. (консультант Л.М. Костюхина, ведущий научный сотрудник отдела рукописей ГИМ). Ниже среди тонких гибких стеблей с мелкими красными плодами, условно обозначающими виноградные гроздья, на берегу реки полулежат три юноши. Они одеты в древнерусскую одежду типа ферязи. Оплечья, зарукавья, пояс и подол богато отделаны вышивкой или цветной тканью, на ногах сафьяновые сапожки. Под головами у них длинные подушечки — взголовья. Взголовья обычно были из пуха с наволокой из червчатой или цветной тафты. Назидательное содержание подобного сюжета определено надписью. Изображение выполнено в традиционной манере, вполне возможно, иконописцем.
«Самсон, раздирающий пасть льву» — популярный сюжет, помещенный на крышке сундучка первой половины XVIII в. (дуб, левкас, темпера). Это изображение встречается на коробьях и сундуках уже в XVII в. Сила и бесстрашие героя библейской легенды делали его особенно привлекательным. Поверхность крышки сундучка сплошь покрыта растительным узором, и сам герой как бы вплетается в него. Самсон, лев, две птицы и изогнутые стебли тюльпанов в едином движении создают условную окружность, отделяющую мир реальный от воображаемого. Герой одет очень нарядно: красная рубаха с оплечьем, зарукавьем и подолом, отделанным цветной тканью, полосатые узорные порты из пестряди заправлены в высокие изящные красные сапожки. Лев, которого оседлал Самсон, замысловато изогнув шею и высунув язык, преданно глядит на героя.
Рисунок прост, более темными тонами краски художник попытался показать складки на рубашке Самсона, несколько грубоватыми штрихами на фигуре льва подчеркнут объем.
Безымянный автор росписи через века донес до нас свою меру ценностей, бесхитростное восприятие мира, веру и восхищение Божьим промыслом, наградившим героя невиданной силой.
Сюжеты с мирскими и библейскими притчами оставались модными на протяжении всего XVIII в. и бытовали до конца XIX в.
«Путешествие Ионы в чреве кита», «История Ноя», те или иные евангельские персонажи (например, четыре евангелиста) и тому подобные представлены в росписях на сундуках коллекции ГИМ.
И, наконец, последняя группа сундуков, сюжеты на которых заимствованы народными художниками из переводной литературы.
К XVIII в. в России появилось большое количество западноевропейских изданий. Это и библия Пескатора, и «Символы и эмблемы», и различные любовные и рыцарские романы. Подобные книги бытовали у людей разных сословий: мелких военных чинов, чиновников, купцов, посадских людей и крестьян. Книги переходили от владельца к владельцу и бережно сохранялись. Героические истории в огромной массе своей читались народом, расходились в виде книжных и лубочных изданий и долго оставались популярными, вплоть до XIX в. Многие сюжеты западноевропейской иконографии получили новую, национальную трактовку.
В 1705 г. в России появляется книга «Символы и эмблемы», заказанная Петром I в Голландии. Это был сборник образцов различных поучительных изображений с соответствующими назидательными надписями на русском языке. Аллегорический дух эмблем, новизна сюжетов, широкая распространенность их в высших слоях общества не могла не привлечь народных художников. Они становятся модными и появляются на крышках сундуков. Мифология и античность, служившие основным источником для эмблем, были сильно переосмыслены западноевропейской галантной направленностью XVII в. Вот почему наиболее популярным персонажем «Символов и эмблем» становится Амур.
На крышке сундучка второй половины XVIII в. (липа, масло) мы можем видеть один из вариантов изображения Амура.
 
Сундучок. Вторая половина XVIII в.
Сундучок. Вторая половина XVIII в. ГИМ.
 
Он сидит верхом на лежащем льве с поводьями на одной руке и луком в другой. Изображение без надписи, но подобный сюжет в книге имеет №1547 и означает «Купидон, сидящий на льве обузданном». Надпись гласит: «Обузданный бывает агнцем». Однако художник перенес изображение не точно. В книге Купидон с крыльями не имеет лука и петли у поводьев. Другая эмблема под №785, означающая «Любовь побеждает все. Любви все возможно», несмотря на некоторое сходство также имеет разночтения с нашим изображением. Здесь присутствует и лук, и петля на поводьях, но поза льва иная. Он стоит, повернувшись в другую сторону, и хвост его опущен. Народный художник вольно толкует композиции эмблем, соединяя или убирая различные детали по своему вкусу, вольно трактуя пейзаж. Точное копирование противоречило природе русского живописца. Изображение объемно, выполнено маслом, несколько нарушены пропорции (например, велика и неумело выполнена кисть руки, держащая лук). Художник использовал всего два цвета — синий и белый. Но несмотря на скудость палитры, некоторую неуклюжесть и неумелость рисунка, обаятельная сила образа, нотки живых непосредственных эмоций покоряют зрителя.
Предложенное вашему вниманию сообщение является первой попыткой проанализировать коллекцию расписных сундуков XVIII в. отдела дерева ГИМ. Подводя итоги, хочется отметить следующее.
Петровская эпоха привнесла значительные изменения в сюжеты. Растительный орнамент теряет свое смысловое значение и становится лишь декором.
Традиционные изображения (птицы, кони, львы, Сирины, единороги и Кентавры) уходят в область символа, знака. Это стало доминировать в XVIII в.
Традиционные сюжеты продолжают свою жизнь, теряя изысканность, появляются новые темы, отвечающие вкусам и требованиям современности. Большое влияние оказывают книжные и изобразительные источники, переводная литература. На крышках сундуков именно в XVIII в. появляются наклеенные гравюры, лубок, рисунки на бумаге, обои, ткани и тому подобное.
Появляются объемное изображение, новая техника — масло, что не могло не сказаться на профессиональных возможностях художников, привычных к традиционным изобразительным канонам и лишенных академической выучки.
 


 





Оставить комментарий