Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Г.В. СОКОЛОВА
О локальных особенностях народной одежды Скопинского уезда Рязанской губернии
(по материалам экспедиции в Милославский район)
Рязанский женский костюм среди южновеликорусских костюмов занимает особое место. По мнению исследователей, он «наиболее архаично сохранил свои южновеликорусские черты».
Не случайно, еще с середины прошлого столетия этнографы начинают описывать и изучать одежду рязанских крестьянок по отдельным селениям (в том числе и Скопинского уезда, занимавшего юго-западную часть Рязанской губернии), которая привлекает своей самобытностью .
Значительный вклад в изучение народной одежды Рязанской губернии внесла в 1920-е гг. Наталья Ивановна Лебедева, которая дала не только детальные описания одежды по уездам и группам населения, основываясь на собственной экспедиционной работе, но и попыталась привести в систему наблюдения свои и предшествующих исследователей о тех культурных течениях, которые сказались на рязанском костюме. Она обращает внимание и на этнические отличия Скопинского уезда, зафиксированные также в работах археологов .
Представляют интерес ее неоднократные замечания, выделяющие население Скопинского уезда в очень своеобразную группу, заслуживающую более пристального внимания специалистов и дальнейшего изучения. Однако в советский период эти вопросы практически не разрабатывались. При этом многие исследователи неоднократно обращались к рязанской вышивке, ткачеству, кружевоплетению, изделиям из бисера и костюму в целом, а также некоторым обрядам (в том числе в Скопинском уезде).
С 1976 г. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник провел экспедиционные обследования данного региона, которые позволили выявить в его пределах несколько отдельных специфических «гнезд» (при наличии в целом достаточно однородного материала для того, чтобы причислить население Скопинского уезда к единой этнической группе).
К таким очагам народной культуры, до наших дней сохраняющих свое соеобразие, относится группа сел и деревень бывшей Чернавской волости: Чернава, Богородицкое, Спасское-Озерки и Борщевое, расположенные на территории современного Милославского района, что соответствует югу Скопинского уезда.
Чернава — одно из крупных и старинных сел. В прошлом его окружали непроходимые леса. Упоминается Софонием Рязанцем в «Задонщине»., написанной в конце XIV в., как место, где останавливались полки Дмитрия Донского. Здесь, на самых плодородных землях рязанщины из века в век жили коренные жители — вольные хлебопашцы, сохраняя консервативный уклад жизни и бережное отношение к своим обычаям.
Костюм в Чернаве все еще делится на будничный, праздничный и обрядовый. Носят его в основном женщины пожилые и преклонного возраста. Основной элемент костюма — черная понева из тонкой домашней шерсти волосени в крупную контурную клетку, несколько вытянутую в длину, без прошвы (прошва из черной пониточной шерсти встречается на горевой поневе), сшитая из большого количества полотнищ (будничной и горевой — 5 — 6, в праздничной — 7) с очень узким (0,5 — 0,7 см) красно-желтым узорным пояском на подоле и гашником, который в праздничных поневах представляет собой цветной тканый пояс с кистями с узором из концентрических гребенчатых ромбов или вариантов ромбов-решеток. Разновидности клеток по цвету носят местные названия «с красью». «с зеленкой» (для праздничных и будничных понев) и «с белью» (для горевых понев). Характерная деталь: будничные и горевые поневы короткие, порой едва закрытывающие колено, праздничные доходят до щиколоток.
Полотно для праздничных понев определяется по его качеству: тонкое и ровное, почти прозрачное. Будничные шьют из более плотной и грубой ткани. На поневах более старых по времени изготовления встречается красная клетка (поневы с красью). Поздние праздничные поневы декорируются особым способом, не имеющим аналогов в рязанской традиционной одежде: по бокам нашиваются прямоугольные или квадратные куски ткани обычно красного или малинового цвета, образующие ступенчатые фигуры, называемые поместному сапоги.
Опираясь на исследования Н.П. Гринковой, можно предположить, что красный цвет в декоре поздних чернавских понев и узорные пояски на подолах, возможно, являются следствием того, что поневы здесь когда-то были красного цвета и имели сложный орнамент.
Важнейшей деталью костюма является рубаха. Именно она может дать ценный материал для выяснения этнокультурных элементов, вошедших в состав исследуемой народной группы. Изучение старушечьих (так называемых бешеных) и погребальных рубах, сохраняющих старинный покрой и элементы украшений, а также более поздних рубах, бытующих в Чернаве, дало возможность выявить наиболее характерные признаки древнего кроя и декора, которые позволяют проследить связь с рубахами Мещерского края:
1. Туникообразный покрой.
2. Непомерная длина подолов (для образования большого напуска на бедрах при подпоясывании).
3. Длинные узкие рукава, расширенные у основания клиньями, чтобы можно было «заскать рукав за локоток» . У основания рукав выглядит спереди более узким, а сзади — более широким и более украшенным.
4. Подолы рубах всегда оставались белыми, вышивались только белой строчкой.
5. Рукава были либо браными, красного цвета, с мелким белым узором на поперечно-полосатом фоне, включающим свастический или меандровый орнамент, либо белыми с красными браными концами.
6. Богатая вышивка вокруг ворота образовывала своеобразный нагрудник (кроме погребальных и горевых рубах).
Элементы декора, перечисленные выше, присутствуют в той или иной степени в поздних холщовых рубашках, бытующих в настоящее время в Чернаве. Хотя и более короткие, обрезанные до середины бедра, они все же образуют значительный напуск сзади (по местному — сумы). Для этого по нижнему краю каждой рубахи продернута суровая нить Носят их, согласно поздней моде, с широкими (по числу полотнищ поневы) нижними юбками из домотканого льняного полотна, украшенными по подолу ажурной полосой строчевого орнамента. Рукава, суженные к запястью, сохраняют особенности кроя с клиньями (местное название — с косяками).
Женские праздничные рубахи с косяками. Фрагменты. Скопинский уезд. Вторая половина XIX века. СПМЗ.
Косяки представляющие собой остроугольные треугольники из ткани красного цвета (кумача или сатина), вставлены в месте соединения рукавов с полотнищем спинки, что не только расширяет рукава у основания, но и создает впечатление большей декоративности сзади.
Впервые на этот крой обратили внимание Н.И. Лебедева, в 1920-е годы отметив его как наиболее старинный у старух села Сурки Данковского уезда. В этом же уезде к западу от Дона ею был обнаружен самый южный (в пределах губернии) очаг бытования рубах с косыми поликами.
В своих работах Н.И. Лебедева неоднократно обращалась к переходным типам рукавов: от более древнего, косополикового кроя к более позднему — с прямыми поликами. В наличии таких вставок, в комплекте с длинным узким рукавом и большой ластовицей Н.И. Лебедева отмечает несомненную связь с косополиковыми рубашками, обусловленную упрощением кроя и нежеланием пожилых женщин расставаться со спусками плеча.
Концы рукавов белых холщовых рубах в Чернаве всегда оторочены полосками красной ткани, иногда в сочетании с вышивкой. Оплечья и полики украшены вставками браного (реже закладного) ткачества красного цвета, образующими в развороте форму букву Т, ножкой направленной к вороту с белыми узорами, включающими ромбовидные и свастические мотивы. В двух случаях отмечен довольно редкий архаичный сюжет, включающий пять или девять столбообразных фигур и четырехконечный крест, свидетельствующий, по-видимому, об очень древних земледельческих представлениях.
Заслуживает особого внимания нагрудная вышивка (ошивки ворота), приемы орнаментации и название узоров, которые местные женщины сохранили до наших дней. Узоры вышиты мелкими стежками набора, нитями красного цвета, с характерной для этого региона миниатюрностью исполнения. Название узоров связаны со счетной техникой: кривые ошибки, ломаные, отобратые пучками, отобратые столбиками, костыли в 7, 13, 19 ниток (имеется в виду счет ниток холста по вертикали). Основной сюжет, очевидно, связанный с идеей плодородия, определяется сочетанием двух основных фигур ромба — лягушки и ромба — решетки. Последний часто дополняется внутри косым четырехкрючным крестом (свастикой).
Нагрудная вышивка чернавских рубах указывает на осколки древней, когда-то единой культуры. Подобные вышивки встречаются не только в Мещере, но и у мещерских выходцев в Тамбовской и Пензенской губерниях. Местная особенность заключается в своеобразной ее переработке, вернее, в дополнении узорного окаймления разреза на груди симметричными парами ромбов — головок по сторонам (местное название — сажать головки). Встречается от трех до семи пар головок, иногда довольно крупных и строенных . Подобная орнаментика, напоминающая застежку в виде шнурков поперек груди, встречается в вышивке женских шушпанов бывшего Раненбургского уезда (к югу-востоку от г.Скопина), а также в оформлении мужских рубах у однодворцев Данковского уезда. С большой долей уверенности можно предположить своеобразную переработку мастерицами узоров с мужской одежды соседних однодворческих районов, значительная часть населения которых состояла из потомков стрельцов, ограждавших Русь XVI в. от набегов кочевников.
Местные жительницы хорошо помнят, что в старину рубахи с косяками носили только молодые женщины, надевая их после венца. В течение первого года замужества в таких рубахах спали, подпоясавшись узким красным пояском, и ходили в церковь, а также на базар по воскресеньям. Разница между повседневными и выходными рубашками заключалась в использовании материала (конопля или очень тонкое льняное полотно) и тщательностью исполнения вышивки. Обрядовый характер рубах с косяками указывает на связь с очень древними традициями.
Большой интерес представляет специальная рубаха для Духова дня, надеваемая раз в году, в комплекте с так называемой духовой голянкой (белым холщовым передником туникообразного покроя с красным тканым подолом). Длинные, за кисти рук, красные тканые рукава с браными (реже закладными) узорами на поперечнополосатом фоне прикрепляются к стану — рубахе из очень тонкого отбеленного льняного полотна без рукавов, не зашитой спереди, с нагрудной вышивкой, аналогичной рубахам с косяками.
Рукав духовского костюма. Фрагмент. Скопинский уезд. 1910-е годы. СПМЗ
Рукав духовского костюма. Фрагмент. Скопинский уезд. 1910-е годы. СПМЗ
В костюме для Духова дня мы наблюдаем и наиболее древний тип передника туникообразного кроя, сшитого из одного перегнутого пополам домотканого льняного полотнища, с овальным вырезом горловины и непременным окошечком сзади (круглым отверстием несколько выше разреза).
Праздничный или погребальный передник шили без рукавов из отбеленного льна и назывался он, соответственно, голянка духовая или голянка смертная. Подолы духовых голянок дополнены ткаными вставками красного цвета с белыми узорами, выполняемыми в соответствии с рукавами, в аналогичной технике и с аналогичными мотивами (ромбовидными или свастическими). Характерная особенность: узор как бы сжат и вытянут в ширину, в целом напоминая мещерское ткачество.
Необычна композиция узора подола голянки, приобретенной музеем в 1995 г. Она вышита толстыми хлопчатобумажными нитками брусничного цвета в технике «перевить» и заключена между двумя узкими красными ткаными полосами. Основной фигурой здесь является квадрат, поставленный на угол и снабженный гребешками, чередующийся с квадратом, рассеченным на четыре части, с косыми крестами внутри. В отличие от очень динамичных узоров остальных подолов, которые построены на диагональных линиях, орнамент вышитой голянки более статичен, спокоен и уравновешен. Очевидно, что вся композиция, все компоненты орнамента связаны с символикой неба (солнца), с магией плодородия. Этот сюжет уводит нас в далекий мир языческих представлений, как и древний обычай кропить яровые, приуроченные в селе к Духову дню.
Костюм для Духова дня относится к очень редким комплектам одежды, сегодня практически исчезнувшим. У немногих местных жителей все еще сохраняются тканые подолы духовых голянок и красные узорные рукава. Но у каждой пожилой женщины бережно хранится так называемый смертный узел, в который входит, наряду с белой льняной погребальной рубахой старинного покроя и шушкой (верхней туникообразной одеждой из тонкого белого шерстяного домотканого полотна), смертная голянка — белый льняной передник с ажурным подолом, выполненным в технике «белой перевити» (строчки) . Приобрести такой передник удалось во время последней экспедиции в августе 1997 г.
В собрании музея имеется также несколько подолов погребальных передников (в том числе один — с ажурным ткачеством) и фрагменты вышивки. Выкладываются узоры двумя способами: настилом и штопкой. Основными мотивами являются различные разновидности ромбов (круги, костыли), а также косые кресты и свастика (встречные хлесты, костыли). Эти элементы, обычно очень крупные, организованы в бордюры с раппортом из одного и того же или двух разных мотивов. Оставшееся свободным пространство заполняется узором, образованным путем среза по середине основных фигур.
Такого типа орнамент известен в вышивке всех районов расселения русских. В своей основе он восходит к косым сеткам с ромбической системой узлов.
Интересно, что по масштабу сочетания фигур композиции строчевых узоров Чернавы очень близки вышивке на белых холщовых прошвах горемычных понев, надеваемых по печали, в случае смерти кого-либо из родных, в Спасском и Касимовском районах (Мещерский край), особенно композиция из четырехлопастных ромбов и Х-образных фигур.
Комплект погребальной одежды включает в себя и другие предметы, украшенные ажурной строчкой. Это длинное узкое головное покрывало (род савана) и маленькое полотенце, которое вкладывают в руки покойной; кроме того, строчевыми узорами оформлены ворот, края рукавов и подола смертной рубахи.
Погребальному обряду сопутствуют горевые полотенца и горевые подзоры для икон (подбожники) с аналогичной вышивкой, навыками которой местные мастерицы владеют до сих пор. Классическая трехчастная композиция на полотенцах и подбожниках состоит из центрального фриза (корня) и двух боковых окаемок. Все узорные полосы отделены друг от друга сетчатыми протоками (подпайками) — мережкой в две нити.
Подзор для подбожника. Фрагмент. Скопинский уезд. 1910-е годы. СПМЗ
Существуют корни в 7, 13, 19, 25, 30, 50 ниток (разновидности узора, использующего те же орнаментальные мотивы, что на подолах смертных голянок).
Пожилые женщины вспоминают, что их матери и бабушки не только вышивали строчкой, но и работали в технике ажурного ткачества — одного из древних и архаичных способов украшения ткани, представляющего собой примитивный тип бранины. Ажурные узоры перебирались перед бердом руками с помощью специальных длинных дощечек. В ажурном ткачестве использовались те же орнаментальные мотивы, что и в местной строчевой вышивке; оно находило соответственное применение в украшении одежды и предметов, с нею связанных.
В изделиях, вышитых белой перевитью или тканых в технике ажурного перебора по полотну, все «дышит» архаикой: технические приемы, ограниченный набор мотивов геометрического орнамента, устойчивая структура всей орнаментированной части, будь то подол передника или конец полотенца; соотнесенность фигур с тремя зонами по вертикали; трех-семи-девятикратное повторение и незавершенность композиции в горизонтальном направлении. Все это свидетельствует, по-видимому, об очень древних устойчивых представлениях «зашифрованных» в орнаментике предметов, которым придавалось очень важное значение.
Отголоском большой древности был обычай хоронить в одежде, в которой человек венчался. В Чернаве бытует поговорка: «В чем под венец, в том и под конец» . Возможно, что корни этого обычая восходят еще к дохристианским временам. Такая одежда сохраняет старинный покрой, как правило, повторяет фасоны, давно вышедшие из быта. Все детали чернавского костюма для венчания и погребения одинаковы: белая льняная рубаха, белая шерстяная шушка, белый передник — голянка, темный клетчатый кушак, иногда заменяемый на белое полотенце со строчеными концами. Головным убором служит белый холщовый плат. Характерно, что в обоих случаях под шушку не надевали поневу.
Как известно, одежда, связанная с отправлением тех или иных обрядов, всегда представляет для исследователей большой интерес в силу своей консервативности. Самой распространенной обрядовой одеждой является траурная (горевая). В Чернаве не только сохранился многообразный горевой костюм, но и согласная с ним манера поведения. Самой заметной частью горевого костюма является туникообразный передник с рукавами, сшитый из льняной, полульняной или бумажной домотканой материи с различными вариантами белых клеток или полос на черном или темно-синем фоне (занавеска).
Продолжение: О локальных особенностях народной одежды 2