Метки






О соотношении колядок, овсеней и виноградий 2


Начало: О соотношении колядок, овсеней и виноградий.
А.Н. Розов
 
Традиционное величание двора можно представить в виде следующей схемы: 1) двор велик и необычен -> 2) вокруг дома ограда («тын») -> 3) около тына трава. Каждый элемент этой схемы может разрабатываться с большей или меньшей степенью подробности, а также выступать в качестве самостоятельной величальной части колядок.
Задача показать необычность, богатство величаемого двора в некоторых колядках решается путем создания образа жилища, расположенного не где-нибудь, а «посередь Москвы, середь ярмарки». Этот образ может составлять законченное величание или являться его составной частью.
Очень часто к формуле-описанию богатого жилища присоединялась формула-величание хозяев. Переходом от одной формулы к другой служит сообщение о том, что посреди двора стоят три терема — хозяина, хозяйки и их детей.
Наиболее перспективным методом исследования разновидностей формулы величания в колядках является метод, примененный В. И. Ереминой, где выделено два основных способа создания величального образа.
1) Формула величания строится «как устойчивое в данной поэтической системе иносказание с постепенным его раскрытием». Иными словами, мы встречаемся здесь с метафорической загадкой (иносказание) и ее разгадкой (раскрытие иносказания).
2) Место иносказания с его постепенным раскрытием занимает сравнение.
 
Государь-то — как светел месяц светит,
А государыня — ровно утренняя заря горит,
Детушки-то — как часты звездочки блестят.
 
Так как сравнение является здесь по отношению к раскрытой метафоре «более поздним способом оформления мысли», то при сопоставительном изучении колядных песен можно судить о времени их создания.
Среди колядок особенно распространен первый из отмеченных способов создания величального образа, что подтверждает широко бытующее мнение о близости анализируемого типа песен к древней обрядовой поэзии.
Третья композиционная часть колядки — концовка — включает требование вознаграждения, сопровождаемое благопожеланиями, «негативными» пожеланиями или угрозами. Эта часть представлена наибольшим количеством вариантов, одни из которых содержат в себе черты явно архаические, другие — элементы игровые, развлекательные. Среди всех разновидностей колядной концовки выделяются два основных типа формул требования: требование без посулов и требование с посулами (добрыми или негативными).
В требовании, сопровождаемом пожеланиями, колядовщики побуждают хозяев одаривать их, обещая удачу в хозяйстве: «Нам кусочки в мех, вам телятки в хлев, нам копеечка с копьем — оставайся ты с добром». В колядках с этим типом требования данная композиционная часть становится основной, смысловой, так как включает в себя пожелания, в которых и заключается суть обряда. Кроме того, в формулу требования иногда входят отдельные мотивы традиционного величания, что лишний раз подчеркивает центральную роль просительной части.
Прежде чем рассмотреть разновидности формулы требования с посулами, уместно перечислить основные типы «независимых» пожеланий, а затем проследить их судьбу в анализируемой композиционной части песен.
Пожелания могут быть краткими или развернутыми, составляя при этом ядро колядок, что особенно характерно для русского Севера. Желают плодородия скота и хороших удоев, всяческого благополучия в хозяйстве («У хозяина полон двор живота, а сусеки полны жита»), здоровья хозяевам («Проздравляем мы хозяина с хозяюшкой на долгие лета, на долгие лета»).
Пожелания — единственная композиционная часть колядки, имеющая связь с сельскохозяйственной тематикой. Здесь особенно употребительна гипербола, которая должна «сулить наглядность, конкретность требований и пожеланий людского коллектива».
Содержащиеся в колядке пожелания или угрозы — «... отзвук того, что колядующие приходят не скромными просителями — нищими, а коллективом людей, совершающих магический обряд, который должен вызвать желаемое в будущем». «Отзвук» этот сохраняет свою силу даже тогда, когда обряд превращается в забаву, развлечение. Колядовщики ощущают свое право безнаказанно хулить скупых хозяев.
Рассмотрим разновидности формулы требования с посулами:
1) «Кто даст пирога — тому двор живота (полный двор скота), а кто не даст — у того будет несчастье со скотиной». Чаще всего колядующие просто грозят нанести вред хозяйству: увести «корову за рога», «живот со двора». Благопожелания, как и угрозы, могут быть в формуле требования краткими или развернутыми за счет перечисления тех благ, которые получат те, кто дал, или за счет наименования тех несчастий, которые уготованы скупым.
Во многих колядках детализация угроз («негативных» пожеланий) происходит в особой части песен, которая исполняется после основного текста, когда не подают, подают мало или подают не то, что хотят колядовщики.
2) Вторая разновидность формулы представляет собой посулы хорошего или плохого урожая в зависимости от щедрости хозяев.
Первая и вторая разновидности формул могут соединяться. В этом случае посулы выглядят наиболее полными: желают не только «двор живота», но и хорошего урожая.
Наряду с угрозами («негативными» пожеланиями), адресованными непосредственно крестьянскому хозяйству (скотине, урожаю), имеются угрозы бытового и этического характера. Грозят запачкать ворота (наиболее распространенная угроза), завалить ворота, окна лазейки.
Серьезные пожелания часто контаминируются с шутливыми или негативными пожеланиями в рифмованных стихах.
Пожелания, добрые или негативные, связаны и со сферой семейной жизни. Жадным сулят рождение дочери, щедрым — сына.
Встречаются также колядки, форма требования которых состоит только из угроз.
Овсени. Предшествующая основному тексту просьба разрешить спеть овсень ничем не отличается от обращения к хозяевам в колядках.
В зачинах овсеней, представляющих собой как бы сжатый, сокращенный колядный зачин, нет образа, постоянно переходящего из одной песни в другую и логически связующего композиционные элементы. В тех немногочисленных примерах, когда в песне встречается образ ходящего по дворам «Овсеня», либо поющие просто констатируют, что он ходил «по заулочкам, по проулочкам», либо между первыми стихами зачина, у которых основным действующим персонажем является «Овсень», и двумя последующими образуется логический разрыв, так как главную роль играет здесь уже не «Овсень», а сами исполнители, которые выступают от первого лица и употребляют местоимение множественного числа. «Овсень, Овсень ходил по всем по заулочкам, по проулочкам. Мы ходили, мы искали алешин дом».
Все приведенные разновидности зачина встретились в величально-просительных или величальных текстах. Для овсеней-просьб зачин вообще не характерен.
Овсеневые величания аналогично колядным делятся на две группы: двор (дом) «отынен» и двор расположен «среди Москвы». Однако образы в овсенях предельно лаконичны. В величаниях первой группы по сравнению со схемой полного колядного величания отсутствует как характерный для колядок мотив двора «на верстах и столбах», так и третий член схемы — «около ограды растет трава». Обычно несколькими словами исчерпывается содержание величаний и второй группы, особенно типичной для овсеней.
Существуют овсени, величание в которых состоит только из формульного описания богатого жилища или из формульного величания хозяев. Но чаще, как и в колядках, величание состоит из сочетания двух формул, связанных фразой «Во дворе три терема стоят».
Овсеневое величание семьи обычно представляет собой метафорическую загадку и ее разгадку. Превращение же метафоры в сравнение для овсеней не типично.
Роль и значение заключительной композиционной части — просьбы-требования даров — одинаковы во всех типах святочных обходных песен. Во многом сходны и используемые в овсенях и колядках художественные средства, но в овсенях преобладают посулы, относящиеся прежде всего к сфере семейной жизни.
Виноградия. Рассматривать виноградия как исключительно северно-русский вид обходной поэзии (по В. И. Чичерову) препятствуют свидетельства о бытовании песен с припевом «виноградие красно-зеленое» в центральной России и в Поволжье. Однако, для того чтобы сделать обобщающие выводы, несевернорусских виноградий опубликовано еще недостаточное количество, поэтому проанализируем только особенности отдельных композиционных частей севернорусских виноградий, а затем рассмотрим колядки с припевом «виноградие красно-зеленое», столь распространенные на Псковщине и в районах, граничащих с Архангельской областью (в разделе «Смешанные песни»).
Композиция севернорусских виноградий в основном аналогична композиции других колядных песен типа «терем», но просьба «опеть» хозяев, которая в колядках и в овсенях была в начале, в виноградиях. чаще всего следует после величания двора.
 
Что на каждой-то на маковке по свечке горит. Ты позволь, сударь-хозяин, ко двору придти, Ко двору придти, на круто крыльцо взойти, За витое кольцо взять, по новым сеням пройти, По новым сеням пройти, в светлу горницу зайти, В светлу горницу взойти, против грядицы встать, Нам еще того повыше — против матицы встать, Нам на лавицу сесть, «виноградие» спеть. «Виноградие» спеть, в доме хозяина спеть (вар.: опеть, — А. Р.). В доме хозяина спеть, ему хозяйку припеть. У нас хозяин во дому, да как Адам во раю.

 
Просьба разрешить спеть виноградие в отличие от колядок (овсеней) — вполне самостоятельная, развернутая часть композиции. Ее присутствие в песне обусловлено чисто севернорусским соответствием святочного обхода дворов и текста виноградий:
 
Последовательность обряда
1. Виноградчики ходят по деревне.
Подходят к дому определенного хозяина.
2. Входят в дом и там поют.
 
Последовательность композиции песен
1. Длительный поиск двора NN (введение с величальным оттенком).
Увидев двор N N, виноградчики дивятся его необычности, красоте (величание двора)
2. Подробное (с оттенком величания) описание действий виноградчиков от входа на крыльцо до размещения на лавке.
 
В среднерусских (поволжских) колядках (овсенях), которые обычно пелись вне дома, колядовщики ограничивались описанием внешнего вида хозяйского двора-терема. В севернорусских же песнях, исполняемых, как правило, в помещении, виноградчики наряду с рассказом о внешнем виде двора подробно останавливаются и на внутреннем убранстве дома. Следует обратить внимание на повторы, употребляемые в анализируемой части виноградий. Этот прием, вообще характерный для севернорусских обходных песен, создает впечатление величавости, торжественности.
Зачин в виноградиях по сравнению с аналогичной композиционной частью в колядках не отличается большим разнообразием. Во многом это объясняется тем, что само «виноградие» в отличие от «Коляды» никогда не олицетворялось. Основным действующим лицом в виноградиях являются сами виноградчики «Мы ходили, мы ходили во святые вечера (вар.: по Кремлю-городу), уж мы ищем государев (вар.: господинов) двор».
В севернорусских виноградиях нет особых разновидностей величания двора, его заменяет более детализированный образ «господинова двора».
Из двух разновидностей формулы величания семьи для севернорусских виноградий особенно типична замена метафоры сравнением: хозяева сравниваются не с небесными светилами, а с «Адамом в раю» (хозяин), «с оладьей во меду» или с «Евой во раю» (хозяйка), хозяйских же детей сравнивают со звездами. Эта формула величания, преобладающая в севернорусских святочных песнях, представляет собой последний этап «разрушения исходной формулы».
В большинстве виноградий исполнители перечисляют дары, которые якобы уже несут им хозяева, и предвкушают, что они будут делать с собранным («Золоту гривну на вино пропьем, бел крупичатый калач на закуску, по копеечке на молебен отдадим»). Обращение к хозяевам может быть и более настойчивым.
 
Смешанные песни. Имеющаяся в некоторых текстах просьба разрешить исполнить песню совершенно идентична подобной просьбе в колядках.
Также совпадает с колядками встречающаяся в зачине формула поиска двора. Здесь в отличие от севернорусских виноградий основным действующим лицом является «Коляда», которая либо сама ищет двор величаемого, либо ее ищут колядовщики.
Для псковских песен характерно употребление чисто местного зачина «Вот пала пороша, напало снежку немножко». Этот зачин, широко распространенный и в других жанрах русского песенного фольклора, соединяясь в колядках с обычной формулой колядного зачина, образует своеобразную вводную часть: колядовщики изображаются идущими на фоне зимнего «пейзажа», гораздо реже встречающегося р святочных песнях, чем «пейзаж» летний.
Основная часть, состоящая из величания двора и семьи, а также концовка — требование даров схожи с аналогичными композиционными частями в колядках. Однако «смешанные» песни, записанные в соседних с Архангельской областях, испытали на себе известное влияние севернорусских виноградий: в них распространена «деликатная» форма просьбы даров без угроз; тогда как для псковских песен угрозы типичны.
В. И. Чичеров считал, что аграрно-земледельческие мотивы отсутствуют в пожеланиях виноградий. Действительно, по сравнению с колядками и овсенями в «смешанных» песнях (а их В. И. Чичеров, как уже указывалось, тоже относил к виноградиям) они не распространены, но тем не менее встречаются либо после величания двора-семьи перед просьбой-требованием (а), либо после того, как колядовщики спели основной текст и хозяева их одарили (б):
 
а) Создай-кося, бог, Полный двор животов: Избушку ребят, Хлевушку телят.
б) Уроди тебе, господи, рожь густую, умолотистую. С зерна — пирог, с полузерна — блинок.
 
Исполнители могли также желать счастливого брака детям хозяев.
Подведем некоторые общие итоги.
Колядные песни типа «терем», по единодушному мнению исследователей, представляют собой наиболее архаичную из сохранившихся образцов форму обрядовой поэзии. При этом В. И. Чичеров и В. П. Аникин, сопоставляя колядки и овсени, исполнявшиеся в средней полосе России и в Поволжье, считали последние исконно русским древним типсм. Сравнительный анализ поэтики колядных песен приводит к иным выводам:
 
1. Даже входящие в одну группу колядные песни при внешней общности имеют и отличия, прежде всего — специфические зачины. Это обстоятельство не позволяет, на наш взгляд, полностью отождествлять зимние обходные песни подобно тому, как В. И. Чичеров отождествлял колядки и овсени.
2. Вопреки мнению В. И. Чичерова и В. П. Аникина об овсенях как об исконно русской древней форме обрядового фольклора можно утверждать, что для колядок характерна более разработанная система поэтики, многие черты которой свидетельствуют о приоритете колядок перед овсенями, а также перед виноградиями.
3. Вероятно, овсени и виноградия, для которых тип «терем» не был основным, создавались под влиянием колядок в более позднее время, но при этом они не уподобились колядкам целиком, а выработали некоторые свои специфические черты.
 


 





Оставить комментарий