Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Распахнем ворота народной памяти и войдем в лето, не простое, а русское. Что же мы с вами знаем о нем? Тысячелетиями создавалась красота «лета красного», творился соразмерный порядок традиционной жизни, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.
Издавна год (время, годное для жизни) образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, медленно и неумолимо совершающего движение по ходу солнца. Отсюда произошло известное всем словосочетание «круглый год». Круг этот делили на две половины — зиму и лето, восклицая при встрече: «Сколько лет! Сколько зим!» О весне и осени ворчливо приговаривали: «Ни то ни се». Зимой гадали о лете, всматриваясь от зимнего Солнцеворота и Святок в ожидаемое цветущее время года, в июньские Зеленые святки.
Словом «лето» любили обозначать весь год. Русские хронографы называли летописями, а писцы-летописцы начинали свои исторические сказания фразой: «В такое-то лето от сотворения мира...»
Слово «лето» происходит от «Ladd», что в переводе с ликийского языка означает — «жена», «мать». Для русского уха и без перевода ясен смысл этого древнего индоевропейского корня: лето — это Лада! Лада — имя самой Мать-Сырой-Земли, рождающей и оберегающей все живое.
В Древней Греции, Элладе, из этого же корня народилось слово, которым именовали богиню-мать Лето. Она, как свидетельствуют мифы, родила Артемиду, охранительницу лесов, всего животного мира, и Аполлона, покровителя искусств, певцов и поэтов. Родной сестрой Лето была Астерия, звездная богиня. Переплелись корнями древнегреческие и славянские образы, восходя от праязыка единого народа-предка к Руси, к русской духовности.
До наших дней сохранились отголоски искони летнего культа матери, убеждение, что природа — живая, одушевленная, что Мать-Сыра-Земля дышит и чувствует. Сохранился у нас, например, строгий запрет тревожить землю до Благовещенья, плевать на нее, бить ее палкой. Землею клялись, горсть родной землицы брали с собою, отправляясь в дальние страны. И земля эта становилась оберегом для своих любящих, почтительных детой.
Растительным символом Матери-Сырой-Земли на Руси являлась береза, непременная участница всех праздников и обрядов начиная от Троицы. Камнем лета на Руси считался рубин, олицетворяющий солнце, очистительную силу огня, а камнем июня был жемчуг, изнутри сияющий белизной. Верили, что наш речной жемчуг дарит людям супружеское счастье, чистую влагу жизни. Огню, воде и деревьям поклонялись люди с древнейших времен в летние месяцы года.
В народе считают, что в берёзе воплощен образ Берегини -Лады. Особо почиталась береза сразу же после Вознесения, возвещающего на сороковой день после Пасхи приход лета: «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит».
Береза считалась деревом счастья. Есть русское предание, что некогда саму Параскеву Пятницу спрятала она от нечистой силы. Не потому ль и ныне в заповедных селах России в день Святой Троицы березовыми ветками изгоняют из домов всякую нечисть, очищая молодой зеленью свои жилища.
Немыслимы троицкие обряды без березок. Девочки, девушки и женщины украшают их лентами, завивают кольцами, плетут венки из гибких березовых веточек, водят вокруг принаряженной березки хороводы, устраивают девичники с совместным угощением, гадают да поют троицкие песни:
Становились
во кругу,
поклонились
Семику.
Ой-лю, ой-лю-лю,
березоньку я завью!
Есть такое поверье: та девушка, что первой сядет в тень «завитой» березки, — обретет этим летом своего суженого. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом, нашептывая имя полюбившегося человека. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Эти венки и просто веточки хранили и верили, что они — надежный оберег, спасающий от бед-напастей, дарующий счастье.
В Зеленые святки, что предшествуют летнему Солнцевороту, девушки заламывали березу. Не ломали! Заломить — это значит сплести древесную макушку с травой-муравой. Из березовых веток сплетали венок-окошечко, вставали друг против друга и обменивались либо крестиками, либо платочками, либо другими вещицами, затем менялись местами и клялись в дружбе и верности, что называлось «покумиться». Нерушимой была эта клятва в дружбе и верности.
Считалось, что в троицкой зелени витают души умерших, таятся навьи силы. В Московской Руси, судя по описанию памятника XVI в. «Стоглава», «в троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках (кладбищах) и плачутся по гробам умерших с великим воплем».
Под бесконечный звон цикад, кузнечиков обметали ранними цветами и травами могилки родных, как говорили, «глазки умершим прочищали», в помощь себе призывали. Верили, что ушедшие из жизни — рядом, что вместе с травой и цветами выходят они к живым и оберегают от напасти, подсказывают, как жить дальше. Однако от умерших злою смертью могут проистекать и беды. Начало лета — время русалок. Кто не знает о русальих проказах, о «девах воды» — купалках, лоскотухах, водяницах, увлекающих за собой в речные дворцы иного света? До самого Ивана Купалы, как верили в старину, можно было нежданно-негаданно встретить русалку. Ныне эти волшебные существа — образы, плоды народного воображения — населяют лишь сказки для детей да стихи поэтов. Лето как раз и является благодатным временем для сказок о русалках. Конечно, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам (и девицам!) урок». Урок ответственного, осторожного отношения к лесным прогулкам и купаниям в незнакомых водоемах.
Представлялись русалки в виде прелестных девушек с длинными распущенными зелеными волосами. Они были берегинями рек, охранительницами речного ложа, русла. От слова «русло» и происходит слово «русалка».
Начиная со времени Зеленых святок русалки, по древнему поверью, выходят из воды, бегают по полям и лугам, качаются на ветвях деревьев. Встречных они могут защекотать до смерти и увлечь на дно. Бывалые люди и теперь еще советуют, если услышишь, как русалка хлопает в ладоши и приговаривает: «Бух, бух! Соломенный дух. Меня мать породила, некрещену положила», — то следует произнести: «Крещаю тебя — Иван да Марья!» Наваждение тотчас и рассеется. Считалось, что особенно опасны русалки по четвергам. В русском народном календаре четверг посвящался богу грозы Перуну, небесному воину. В эти дни русалки якобы обретали великую силу, выбирали дубовую рощицу возле реки и таились в листве этих деревьев. Если береза олицетворяла земное, женское начало, то дуб — небесное, мужское, «перунье».
На Руси была древняя традиция назначать свидание у могучего дуба, называемого Заветным. Молодожены у старообрядцев еще в XIX в. заключали брачный союз, трижды объезжая вокруг дуба. Таинственная, вселенская сила виделась в нем. Об этом говорит старинная русская загадка: «Стоит дуб-вертодуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретенница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица». Отгадка: мир, небеса и солнце. Не потому ли так любили обитать в дубравных рощицах русалки?
От чар русалок оберегались полынью, которую всегда имели при себе. Считалось, что русалки непостижимо связаны с миром мертвых через воду и растительный мир. Вода представлялась некой границей между белым светом и загробным царством. Наши предки тысячелетиями поклонялись священным источникам, озерам, рекам, колодцам. Но в то же время и опасались водной стихии: «Чёрт огня боится, а в воде селится». Хозяином водной стихии считался водяной, которого представляли в образе старика с круглым животом, тоненькими ногами и длинной зеленой бородой. Как и русалки, он был жителем иного мира, «нежитью».
Народно-православные праздники начала лета — Вознесение, Троица, Духов день — подвижные, отсчет их ведется от дня Святого Воскресения, Пасхи.
Далее праздники лета уже прочно связаны с определенными числами календаря. Кратко остановимся на ярком и характерном для русского лета игровом (обрядовом) действии, получившем название «Крещение кукушки». В эту троицко-купальскую традиционную игру дети и молодежь играли до Петрова дня (12 июля): «Не кукуется кукушка за Петров день» — говорили в народе.
В русских сказках кукушка — обращенная в птицу несчастная девушка или женщина, ставшая вдовой. Наиболее ярко в обрядах, связанных с образом кукушки, отражается народная драматургия лета, суть которой заключается в умирании и воскрешении, например умирании зерна и рождении колоса.
В русском народе кукушку считали хранительницей ключей от рая. Отсюда и распространенное гадание о сроке смерти по кукушкиному кукованию. Также гадали о других важных событиях, например о том, сколько лет осталось до свадьбы и т.д. Траву «кукушкины слезки» приносили домой, считая, что она врачует от несчастной любви (делали снадобья). Корень у этой травы двойной: один корешок беловатый (мужское начало), другой темный (женское начало). Мужчины пили снадобья из темной половины корня, а женщины из светлой — и, верили в древности этой магии, просыпалась возвращенная любовь.
Пора и нам воскресить в памяти забытые календарные праздники русского лета.
В русалках и водяном видели «души умерших», которые оберегают землю, реки и поля. Считалось, что русалки охраняют посевы, вызывают волшебною силою цветение, колошение, посылают летние ливневые дожди. Русский человек в прежние времена свято верил, что нельзя безнаказанно рвать цветы, купаться в неурочное время и т.д.
Наши предки считали, что летом особенно тонкая граница между видимым и невидимым мирами, между миром живых и миром ушедших. Это — волшебное, сказочное время года. Гадания на воде с цветочными венками — характерное явление русского лета. В день Святой Троицы, например, после обеда начинался молодежный праздник с гаданиями о суженом, о женихе. В прежние времена талантливые женщины, хранительницы преданий, которых называли бабками-хороводницами, выходили в центр села с обрядовым караваем на расшитой скатерти и песнями созывали молодых людей на игрища-гульбища:
Ай, дидо, ой, ладо!
А мы в лес пойдем,
И цветов нарвем,
И венков совьем,
Ай, дидо, ой, ладо!
Девушки и юноши украшали себя венками, которые считались священными символами брачного обета. Любимая детская и молодежная игра лета, Ярилина игра — горелки. Играли в нее до самого Ивана Купалы. Взявшись за руки, наподобие «ручейка», вслед за водящей, которую именовали «Свечой», произносили солнечное заклинание:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птицы летят,
Колокольчики звенят!
По слову «звенят» первая пара размыкалась и бежала в «хвост», а «Свеча» догоняла, и если была сноровиста, то образовывала новую пару. Играли в салки, жмурки, перетягивание каната, палочки-выручалочки, уточки и пр.
Вечером все шли к реке, где молодежь бросала свои венки в воду. Поплыл венок быстро — счастье, закружился на одном месте — ссора, потонул — несчастье, остановился — свадьбе-радости не бывать. Те венки, что вода соединила, указывали на дружбу, а у тех, кто постарше, то и на брачную пару.
В понедельник после Троицы — Духов день. С Духова дня не только с одного неба — и из-под земли тепло идет. В этот день, считалось, особенно много разного рода нечисти, потусторонней силы. Остерегались, например, полудниц, схожих с русалками, но воплощавших не силу воды, а силу солнечного удара; или полевиков, охранявших хлебные поля. В этот день, как верили в стародавние времена, Мать-Сыра-Земля открывает свои самые сокровенные тайны, в том числе и клады.
С точки зрения объема знаний и качества изложения всё не очень плохо. Но русская этническаяя культура отличается прежде всего разноцветием. Фразы типа: «есть такое поверье», «в русских сказках» говорят о недостаточном уважении автора к русской культуре. В каждом культурном пространстве русское лето, русское представление о лете, русские эмоции о народных образах имеют свои изумительные краски. Автор статьи к ним слеп. Это горько. Если бы была такая общерусская культурная сфера как у автора, — то русская бытовая культура была бы микроскопическим образованием на теле матушки Земли. Была бы «культурным люксембургом».