Метки






Семик (игротека) — девичий праздник


праздник русской берёзы

праздник русской берёзы


Семик — девичий праздник
(фольклорная игротека для младших школьников)
Игротека проводится в лесу, в березовой роще или в парке вокруг березки. Проводят игротеку Ведущая и Семик (взрослые или старшеклассники).
Ведущая, с березовым веночком на голове, пред­лагает детям свободно расположиться вокруг берез­ки, которую так любили и почитали наши предки. Она рассказывает детям о том, что на Зеленые свят­ки (Семик, Троица) березки в лесу украшали и устраивали вокруг них веселые хороводы, игры, заба­вы. Затем обращает внимание на гостя, одетого в русскую рубаху.

Семик: Я — Семик. Прихожу в четверг перед Троицей. В старину меня любили и по­читали. В этот день в лесу зеленые вет­ки и траву собирали, чтобы на Трои­цу — в воскресенье — дом ими укра­сить.

Ведущая: А почему, Семик, в народе тебя назы­вают девичьим праздником?

Семик: Девушки меня особенно любили. На Семик они венки заплетали и гадали по ним на суженых, загадывали жела­ния. А делали они это так: бросали венки в воду и смотрели, чей первым к берегу приплывет, той девушке и первой замуж выходить.

Ведущая: Приглашаем тебя, Семик, вместе с нами порадоваться лету красному, по­играть.

Ручеек
Ведущая и Семик встают в пару, берутся за руки и поднимают их над головой. За ними — все играю­щие. Из сцепленных рук получается коридор. Тот, кому пара не досталась, идет к истоку, началу ру­чейка, и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему нравится (выбирает себе пару). Новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, сразу идет в самое начало ручейка. Игра продол­жается.
Семик достает корзину с разноцветными полоска­ми, лентами и приглашает девочек подойти к берез­ке, «заплести ей косы», украсить ее по старинному обычаю.

Семик: Березка, березка,
Завивайся, кудрявая.
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли.

Девочки образуют вокруг березки хоровод и водят его с песней «Во поле береза стояла»:

Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.

Пойду я в лесу погуляти,
Белую березу заломати,
Люли, люли, заломати,
Люли, люли, заломати.

Сломлю я у березы три сучочка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли, три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.

Вы, гудки-гудоченьки, гудите,
Вы ленивых, нерадивых поднимите,
Люли, люли, поднимите,
Люли, люли, поднимите.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.

Ведущая: На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали,

Березоньку прославляли:
— Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть.

Семик: А кто знает, какая игра была самой любимой на Зеленые святки? Правиль­но, горелки. Давайте поиграем.

Горелки
Горелки были традиционной игрой весенних и летних праздников, поэтому известно много вариан­тов этой игры. Предлагаем один из них.
Семик выбирает водящего — «горелку» («горя­щего»). Все играющие встают парами друг за дру­гом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди пер­вой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в пос­ледней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой — по левую и стара­ются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флаж­ками или веточками березы), к которому стоящие в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попар­но, пока не пробегут все.
«Горящий» бежит за любым играющим и стара­ется запятнать его прежде, чем он добежит до услов­ленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «го­рит», т. е. ловит следующую пару.
Когда все соберутся на условленном месте, играю­щие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.
При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:

Гори, гори жарко!
Едет Захарка,
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на тележках,
Слуга на собаках,
Погляди-ка вверх —
Там несется пест.

Стой, гори на месте,
Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли
А мы ноги унесли!

Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Стой подоле
Гляди на поле
Едут там трубачи
Да едят калачи.

Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!

После игры Семик собирает детей вокруг наряд­ной березки и рассказывает о традициях народного праздника: в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку — на счастье; девушки загадывали желание и кумовались. Предлагает де­вочкам кумоваться.

Семик:
Кумушки, кумитеся,
Где сойдетесь, поклонитеся,
Домой пойдете — не бранитеся.

Девочки разбиваются на пары, приговаривают:

Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Весело дружить.

Ведущая передает им березовый веночек, девоч­ки троекратно целуются через него и обмениваются самодельными подарками (украшения из природно­го, бросового материала, бумаги и пр.).

Колечко
Это игра для девочек. На ленточку надевают ко­лечко (все это Семик достает из своей корзинки), а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, — «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» — а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживаем что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли коль­цо, начинает «кружиться».

Нос
Игра для мальчиков. Участники садятся гуськом друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать Семик) выходит из ряда и, подергав водя­щего за нос, садится на место. Водящий должен най­ти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.
(После игр дети встают в хоровод у березки, лю­буются ею, а Семик напоминает девочкам, что они покумовались, и дает наказ всем ребятам не ссо­риться, жить в мире и добре друг с другом.)


 





Оставить комментарий