Метки





История ремесла резьбы
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.

Пряничная доска
Пряничная доска. Архангельская область

Резчик, создававший объемную форму, видимо, когда-то почитался как человек, владевший магическим даром воздействия на материал, работа его была окружена мистической тайной. По мере того как культовое начало в резьбе постепенно выветривалось, тускнело и утрачивало полноценность идей и форм, на первый план выступала производственная, практическая сторона деревянной резьбы. С развитием товарно-денежных отношений, усилением торговых связей выработка деревянных предметов теряет примитивный характер домашней самодеятельности и становится отраслью ремесла.

Происходит выделение специалистов-ремесленников, работающих на заказ, снабжавших деревянными изделиями небольшой участок, обычно из нескольких деревень, объединенных, как это типично для Севера, в одно «общество», волость. Данная форма ремесла была самой распространенной в сельских районах русского Севера, ибо она вполне соответствовала экономической структуре этого края.

Еще в конце XIX века именно так работали мастера резных и расписных прялок на реках Кокшеньге и Лохте, токари, изготовлявшие веретена. Простая глиняная посуда и «дымницы» для труб также вырабатывались в маленьких гончарных мастерских, обслуживавших ограниченное число деревень. Где-нибудь около церкви или часовни, посредине села, происходила иногда торговля местным товаром. Часто дело сводилось к натуральному обмену.

Вместе с тем уже в XVI—XVII веках на Севере процветают предприятия иного типа, крупные ремесленные мастерские с широким, иногда общерусским рынком сбыта, с развитым разделением труда, специализацией мастеров, с налаженной системой поставок сырья, постоянными посредниками — скупщиками. Как правило, подобные заведения располагались вблизи от торговых центров и удобных путей сообщения, опирались на экономическую базу города или большого монастыря.

Нередко такие селения сливались с городом, превращаясь в ремесленные слободы. Особенно мощными были предприятия по выработке деревянной посуды, сундуков, экипажей, лодок и карбасов.

Особняком стоят специалисты, подвизавшиеся в области церковной или корабельной резьбы. Это преимущественно мастера городские, «ученые». Только их старинные документы именуют резчиками.

Всех остальных ремесленников называют по их продукции: бочарники, лукошечники, столяры, плотники, решетники, колесники, санники, ковшечники, веретенники, бердники и т. д.

Очевидно, что многим из этих мастеров приходилось выполнять также и резную работу. Без скульптурно-пластического оформления трудно представить себе ковши, лодки, сани, берда, столы прошлых веков. Поэтому, прослеживая историю ремесла деревообработки, засвидетельствованную документацией и описаниями XVI—XIX веков, можно в известной мере получить представление и об истории бытовой деревянной скульптуры, по крайней мере в ее производственно-техническом аспекте.

Главным источником наших знаний о древнейшем периоде ремесла деревообработки являются предметы, добытые археологами.

Особенно ценный исторический материал был получен в городе Новгород с его богатейшими археологическими находками. Резные предметы обнаружены и в других местах северо-западной Руси, в частности в Старой Ладоге. По этим предметам видно, что уже в X—XIII веках чётко сложились главные типы и формы резных изделий, определились способы и приемы резьбы по дереву, многие из них без существенных изменений сохранились до XVIII—XIX веков. С Новгородом связаны древнейшие памятники деревянной церковной и монументально-декоративной пластики (рельефная колонна, Людогощинский крест и т. д.). На примере новгородской деревянной резьбы можно понять взаимосвязь народных бытовых изделий и образцов «ученого» искусства.

Простейшие резные и точеные изделия, найденные при раскопках, чрезвычайно близки по общему решению к архаическим предметам такого рода, бытовавшим в XIX веке.

Деревянные игрушки в форме коней, шаров и палок для игры, мячей и дудочек, отысканные в Новгороде и Старой Ладоге, весьма похожи на примитивные игрушки у северных крестьян. Донце прялки из Новгорода в основных частях вполне аналогично некоторым образцам прошлого века. Прялка в форме продолговатой, округленной лопатки на высоком стержне хорошо известна еще по находкам каменного века.

Почти не менялись на протяжении многих веков простейшие формы веретен с точеными или резными концами в виде фигурных валиков.
В Старой Ладоге и Новгороде найдена масса образцов различных деревянных сосудов в форме черпаков и чашек, сходных той посуде, какая и до настоящего времени часто встречается в северных деревнях.

Новгородские ковши с рукоятками в виде дракона выполнены с особенным мастерством. Скульптурная сочность общей формы сочетается в них с тонкой проработкой деталей.

Судя по археологическому материалу, техника обработки дерева, состав применяемых инструментов и пород дерева в IX—XIII веках мало чем отличались от тех, которые существовали в XIX веке.

Скульптурно-резная обработка дерева была своеобразным продолжением и развитием плотницкой вытески. Топором вырубается заготовка, форма, затем уже следует собственно резьба, которая часто сочетается с долблением, точением, а также с орнаментальной разделкой.

Выемчатый орнамент с треугольными выемками, которые построены в виде замкнутых систем (полосы, квадраты, круги), встречается уже в староладожских находках X—XI веков. В последующие века этот «зубчатый» узор получил широкое распространение в новгородской резьбе, где он оказал влияние на сложение характерного кирпичного декора в виде бегунков, поребриков, «волчьего зуба».

Однако развитый трехгранновыемчатый орнамент в деревянных находках Новгорода и Ладоги крайне редок. По мнению С. Орлова, этот узор — позднего происхождения и возник примерно в XV веке. Характерно также, что в наиболее архаических изделиях позднего времени правильные системы из трехгранных порезок очень редки. В то же время значительное количество памятников церковной мелкой и архитектурной пластики XV—XVI веков имеют вполне сложившиеся по форме трехгранные узоры. По-видимому, в указанный период такая техника еще не получила достаточно широкого распространения в массовой крестьянской резьбе.

Контурные узоры подсказаны, несомненно, приемами рисунка на плоскости. Графическая природа линейных узоров особенно заметна при незначительной глубине контурных линий. Рисунок при этом как бы процарапывается на поверхности дерева, подобно графьям на штукатурке или на металле. В этой технике выполнено изображение человеческого лица на дощечке, обнаруженной археологами в Старой Ладоге.

Рельефный орнамент также был хорошо известен резчикам Древнего Новгорода. Широкое распространение данная техника декорирования получила в церковной резьбе XIV—XVI веков (большие царские двери, тябла иконостасов и рельефные иконы).

О характере этих изделий можно судить по отдельным образцам мелкой пластики, сохранившимся в музеях, а также по уникальному деревянному тяблу из Олонецкой губернии. В резных изображениях на тябле отчетливо проявились особенности плотницких традиций обработки дерева. Толстая сосновая доска превращается в плоский рельеф с ровным фоном, на котором силуэтно рисуются очертания человеческих полуфигур и зверей. Отвесно обрезанные края рельефа словно обрублены. Складки одежд и детали голов намечены скупыми угловатыми зарубками. В рельефах тябла хорошо заметны те черты, которые проявились позже в объемных изображениях Николы и Параскевы, в рельефных иконах с изображением Георгия.

Продолжение — История ремесла резьбы 2