Метки





История ремесла резьбы
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.

Начало — История ремесла резьбы

Свадебный венец. XVII в
Свадебный венец. XVII в.

При создании изделий из дерева уже в древности применялись различные виды окраски и отделки поверхности. Бесцветная отделка заключалась чаще всего в пропитке дерева олифой, чем достигалась особая глубина и золотистость тона древесины.

Иногда изделие особым образом обжигали, прикладывая к нему раскаленные металлические пластины. При этом отдельные участки поверхности закрывались мокрой глиной, что давало в результате красивую игру тона, от темного янтарного в обожженных местах до светлого в местах, защищенных слоем глины. Узор выжигался иногда раскаленным гвоздем или трубкой.

Для придания дереву темного тона изделия помещали в дубильные растворы, настоенные на коре дуба или ольхи. Чаще всего бесцветной отделке подвергалась резная посуда.

Окраска деревянных изделий в древнюю эпоху была сравнительно редким явлением. По-видимому, вначале использовались только природные, легкодоступные красители: сажа, охра, сок ягод, кровь, отвары из красящих растений, например марены, а также из шишек, коры и т. д.

Эти простейшие краски употреблялись местами на Севере еще в начале XX века. Они наносились прямо на поверхность дерева без грунта или левкаса. Понятно, что такая окраска давала тусклый и темный цвет, лишь тонируя и слегка подцвечивая скульптуру.

Глухая окраска по левкасу темперой, не говоря уже о позднейшей масляной краске, возникла позже, в условиях городского и монастырского ремесла. Характерно, что яичная темпера, масляные краски и анилин в позднейшей резьбе также наносятся обычно очень тонким, прозрачным слоем, неравномерно и не на всю поверхность предмета.

Важным условием в работе плотника, резчика, токаря является выбор дерева подходящей породы. Излюбленным строительным материалом была сосна. Из сосны часто делали лавки и люльки, вытесывали стволы и светцы, прялки, швейки. Шла она и на мелкие поделки, игрушки и т. д. Однако сосновая древесина легко скалывается по слою, часто имеет смолистые пазы, неоднородна по строению. Поэтому из нее редко резали тонкие скульптурные изделия, а еще реже выдалбливали посуду.

Ценилась плотниками «кондовая»древесина с мелкими слоями. Для изогнутых деталей особенно подходила карликовая «стланцевая» сосна тундры, с ее сравнительно крепкими узловатыми «кривулинками».

Ценили и ель за прямослойность и чистую текстуру. Нередко употребляли тяжелую и плотную древесину лиственницы. Также береза служила ходовым материалом для повозок и долбленых изделий. Из толстых стволов осины выдалбливались челны и корыта. Из ольхи иногда делались водяные трубы. Изредка для резных работ применялась рябина. Из дуба изготавливались отдельные детали и орудия, где требовалась особая твердость и прочность (крышки столов, детали повозок, рукоятки инструментов).

Для небольших столярных и точеных поделок часто употребляли можжевельник. Однако чаще всего при резных и токарных работах использовались лиственные породы, особенно липа.

В описаниях XVII — начала XVIII века перечисляются наиболее ходовые материалы, используемые в народной деревообработке. Из липы, по словам Павла Алеппского, делают дуги для экипажей, сундуки, коробки, меры, круги для решет, колеса для повозок, а также рыболовные сети, циновки, веревки и ведра, сплетенные из лыка.

«Из корней березовых, — пишет Зябловский,— а паче черной березы, которые бывают отменной твердости и волнисты, делают разные вещи». «Из осины, — продолжает тот же автор, — делают множество щепной посуды, то есть блюд, корыт, лопат, ведер...».

Резьбу и щепную посуду изготовляли также из тополя. Лучшими породами для небольших поделок считались клен, который употреблялся там, где нужны вязкость и крепость, ильм, шедший на «посуду и всякие поделки, поелику дерево его крепко, чисто и струисто», а также вяз. Вяз по твердости, вязкости и гибкости употреблялся на «разные художества», как-то: на каретные, токарные и столярные изделия и на разные домашние надобности. Сделанные из него вещи при полировке принимают хороший лоск. На токарные и резные работы шли рябина, черемуха, калина, бузина, крушина, ольха.

Для выделки посуды лучшим материалом считался кап — наплыв, нарост на стволе, имеющий форму панциря черепахи и достигающий иногда огромных размеров — до одного метра в поперечнике. Иностранные путешественники, посещавшие Россию в XVII столетии, выражали свое изумление по поводу капа.
«Кап есть особенный корень, — пишет один из них, — он похож на свилеватое дерево и имеет то свойство, что чашки для меда и водки и ложки, сделанные из него, можно сжать и опять выпрямить, если эти вещи сперва полежат в тепловатой воде». Разновидностью капа является «корень», или «щетка», то есть более рыхлый наплыв, «как бы источенный от природы червями»; — замечает другой иноземец.

Для тонкой резьбы применялись самшит, груша, яблоня, кавказский орех, кипарис.

Инструмент, употреблявшийся при скульптурно-резных работах, был немногим богаче, чем обычный плотницкий набор: топор, тесло, скобель, сверло. Основную роль в резьбе играли ножи разной формы: прямые ножи-тесаки, изогнутые, остроугольные, с кососрезанным лезвием, крючкообразные и т. д. Этот инструментарий и в настоящее время отлично служит в руках народных резчиков. Мелкие сосуды и ложки обрабатывались особыми фигурными долотцами-ложкарями.

Имелись, несомненно, маленькие, двух-трех зубные циркульки для нанесения орнамента, тонкие поперечные пилки (например, для напиливания зубьев у гребней) и небольшие стамески, употреблявшиеся при миниатюрной резьбе. Уже с X—XI веков применялся токарный станок.

Лес давал крестьянину не только богатый выбор пород дерева, но и целый арсенал почти готовых конструктивных элементов: вил, крюков, борон, треног, ворот, сложных по форме рукоятей, козел, звездчатых мутовок, мялок для льна, дуг, рогатин, даже колец, сформированных самой природой, а потому очень прочных. Задача состояла лишь в том, чтобы суметь выбрать нужную форму и отрубить лишние ветви и корни. Применение естественных «кривулин» связано с глубочайшей древностью, но сохраняло первостепенное значение вплоть до XIX века.

Развилок и корень составляют основу наиболее распространенного пластического мотива: плавно очерченный крюк, округло вырастающий из прямого ствола и постепенно утончающийся к концу. Изображение птичьей или конской изогнутой шеи возникает словно само собой, почти непреднамеренно из этой органичной природной скульптуры. Корневой отросток, чаще всего еловый, носит различные названия: «куричина», «копень», «копаруля», «корневуха» и т. д. Из него вытесывают прялки и швейки, станину «кросен» для тканья, крюки для коновязи, форштевни и шпангоуты лодок, кузова телег, «курицы» кровли, «называемые еще окручьями», похожие «то на коньи головы, то на голову змеи с разинутой пастью, то на голову какого-либо животного со стоящими ушами или рогами». Из такого же «рогатчатого» корневища ели вырубают охлупни, которым чаще всего придается неопределенно звериное, отвлеченно-пластическое обличье, соответствующее конструктивным формам постройки.

Продолжение — История ремесла резьбы 3