

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


История ремесла резьбы
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.
Начало — История ремесла резьбы
Свадебный венец. XVII в.
При создании изделий из дерева уже в древности применялись различные виды окраски и отделки поверхности. Бесцветная отделка заключалась чаще всего в пропитке дерева олифой, чем достигалась особая глубина и золотистость тона древесины.
Иногда изделие особым образом обжигали, прикладывая к нему раскаленные металлические пластины. При этом отдельные участки поверхности закрывались мокрой глиной, что давало в результате красивую игру тона, от темного янтарного в обожженных местах до светлого в местах, защищенных слоем глины. Узор выжигался иногда раскаленным гвоздем или трубкой.
Для придания дереву темного тона изделия помещали в дубильные растворы, настоенные на коре дуба или ольхи. Чаще всего бесцветной отделке подвергалась резная посуда.
Окраска деревянных изделий в древнюю эпоху была сравнительно редким явлением. По-видимому, вначале использовались только природные, легкодоступные красители: сажа, охра, сок ягод, кровь, отвары из красящих растений, например марены, а также из шишек, коры и т. д.
Эти простейшие краски употреблялись местами на Севере еще в начале XX века. Они наносились прямо на поверхность дерева без грунта или левкаса. Понятно, что такая окраска давала тусклый и темный цвет, лишь тонируя и слегка подцвечивая скульптуру.
Глухая окраска по левкасу темперой, не говоря уже о позднейшей масляной краске, возникла позже, в условиях городского и монастырского ремесла. Характерно, что яичная темпера, масляные краски и анилин в позднейшей резьбе также наносятся обычно очень тонким, прозрачным слоем, неравномерно и не на всю поверхность предмета.
Важным условием в работе плотника, резчика, токаря является выбор дерева подходящей породы. Излюбленным строительным материалом была сосна. Из сосны часто делали лавки и люльки, вытесывали стволы и светцы, прялки, швейки. Шла она и на мелкие поделки, игрушки и т. д. Однако сосновая древесина легко скалывается по слою, часто имеет смолистые пазы, неоднородна по строению. Поэтому из нее редко резали тонкие скульптурные изделия, а еще реже выдалбливали посуду.
Ценилась плотниками «кондовая»древесина с мелкими слоями. Для изогнутых деталей особенно подходила карликовая «стланцевая» сосна тундры, с ее сравнительно крепкими узловатыми «кривулинками».
Ценили и ель за прямослойность и чистую текстуру. Нередко употребляли тяжелую и плотную древесину лиственницы. Также береза служила ходовым материалом для повозок и долбленых изделий. Из толстых стволов осины выдалбливались челны и корыта. Из ольхи иногда делались водяные трубы. Изредка для резных работ применялась рябина. Из дуба изготавливались отдельные детали и орудия, где требовалась особая твердость и прочность (крышки столов, детали повозок, рукоятки инструментов).
Для небольших столярных и точеных поделок часто употребляли можжевельник. Однако чаще всего при резных и токарных работах использовались лиственные породы, особенно липа.
В описаниях XVII — начала XVIII века перечисляются наиболее ходовые материалы, используемые в народной деревообработке. Из липы, по словам Павла Алеппского, делают дуги для экипажей, сундуки, коробки, меры, круги для решет, колеса для повозок, а также рыболовные сети, циновки, веревки и ведра, сплетенные из лыка.
«Из корней березовых, — пишет Зябловский,— а паче черной березы, которые бывают отменной твердости и волнисты, делают разные вещи». «Из осины, — продолжает тот же автор, — делают множество щепной посуды, то есть блюд, корыт, лопат, ведер...».
Резьбу и щепную посуду изготовляли также из тополя. Лучшими породами для небольших поделок считались клен, который употреблялся там, где нужны вязкость и крепость, ильм, шедший на «посуду и всякие поделки, поелику дерево его крепко, чисто и струисто», а также вяз. Вяз по твердости, вязкости и гибкости употреблялся на «разные художества», как-то: на каретные, токарные и столярные изделия и на разные домашние надобности. Сделанные из него вещи при полировке принимают хороший лоск. На токарные и резные работы шли рябина, черемуха, калина, бузина, крушина, ольха.
Для выделки посуды лучшим материалом считался кап — наплыв, нарост на стволе, имеющий форму панциря черепахи и достигающий иногда огромных размеров — до одного метра в поперечнике. Иностранные путешественники, посещавшие Россию в XVII столетии, выражали свое изумление по поводу капа.
«Кап есть особенный корень, — пишет один из них, — он похож на свилеватое дерево и имеет то свойство, что чашки для меда и водки и ложки, сделанные из него, можно сжать и опять выпрямить, если эти вещи сперва полежат в тепловатой воде». Разновидностью капа является «корень», или «щетка», то есть более рыхлый наплыв, «как бы источенный от природы червями»; — замечает другой иноземец.
Для тонкой резьбы применялись самшит, груша, яблоня, кавказский орех, кипарис.
Инструмент, употреблявшийся при скульптурно-резных работах, был немногим богаче, чем обычный плотницкий набор: топор, тесло, скобель, сверло. Основную роль в резьбе играли ножи разной формы: прямые ножи-тесаки, изогнутые, остроугольные, с кососрезанным лезвием, крючкообразные и т. д. Этот инструментарий и в настоящее время отлично служит в руках народных резчиков. Мелкие сосуды и ложки обрабатывались особыми фигурными долотцами-ложкарями.
Имелись, несомненно, маленькие, двух-трех зубные циркульки для нанесения орнамента, тонкие поперечные пилки (например, для напиливания зубьев у гребней) и небольшие стамески, употреблявшиеся при миниатюрной резьбе. Уже с X—XI веков применялся токарный станок.
Лес давал крестьянину не только богатый выбор пород дерева, но и целый арсенал почти готовых конструктивных элементов: вил, крюков, борон, треног, ворот, сложных по форме рукоятей, козел, звездчатых мутовок, мялок для льна, дуг, рогатин, даже колец, сформированных самой природой, а потому очень прочных. Задача состояла лишь в том, чтобы суметь выбрать нужную форму и отрубить лишние ветви и корни. Применение естественных «кривулин» связано с глубочайшей древностью, но сохраняло первостепенное значение вплоть до XIX века.
Развилок и корень составляют основу наиболее распространенного пластического мотива: плавно очерченный крюк, округло вырастающий из прямого ствола и постепенно утончающийся к концу. Изображение птичьей или конской изогнутой шеи возникает словно само собой, почти непреднамеренно из этой органичной природной скульптуры. Корневой отросток, чаще всего еловый, носит различные названия: «куричина», «копень», «копаруля», «корневуха» и т. д. Из него вытесывают прялки и швейки, станину «кросен» для тканья, крюки для коновязи, форштевни и шпангоуты лодок, кузова телег, «курицы» кровли, «называемые еще окручьями», похожие «то на коньи головы, то на голову змеи с разинутой пастью, то на голову какого-либо животного со стоящими ушами или рогами». Из такого же «рогатчатого» корневища ели вырубают охлупни, которым чаще всего придается неопределенно звериное, отвлеченно-пластическое обличье, соответствующее конструктивным формам постройки.
Продолжение — История ремесла резьбы 3
