

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


История ремесла резьбы
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.
Начало — История ремесла резьбы
Жизнь северных крестьян была трудной. По словам И. Евдокимова, здесь выживало только сильное. Тайга наступала на поля. Морозы губили урожай. Медведи и волки резали скот. Недоедание, нехватка свежей зелени приводили к повальным болезням. Так, в 1615 году моровая язва истребила более половины населения Вологды. В 1661 — 1662 годах в Вологодском крае свирепствовал страшный голод. В Устюге, по данным Сотной книги 1630 года, нищенствовала почти треть населения. Сосланный на Мезень боярин Артамон Матвеев писал в конце XVII века о бедственном положении жителей города Пустозерска.
Отпечаток суровой замкнутости лежит на изделиях крестьянского творчества. Его ритмы монотонно-протяжны. Пластика скованна. Образы не раскрыты. В цветении красок есть минорный холодок. Любое строение заключает в себе нечто от неприступной крепостной башни.
В XVI —XVII веках северные земли становятся неотъемлемой частью Московской Руси. Экономическое развитие края тесно связывается со всей хозяйственной жизнью Русского государства.
Важнейшую роль в истории Севера сыграло открытие при Иване IV торгового пути в Западную Европу через Белое море, Северную Двину, Сухону и Вологду. Широкое развитие внешней торговли способствовало росту городов и посадов, стимулировало подъем ремесла, оказало большое влияние на жизнь крестьян в районах, прилегающих к транзитным водным путям и трактам. В ту же эпоху, в связи с началом освоения Сибири, северные земли становятся связующим звеном между этой огромной страной и Москвой. Купцы Сольвычегодска, Яренска, Великого Устюга, Тотьмы оказываются хозяевами сибирской торговли. Из этих же городов шел главный поток русских переселенцев в восточные области государства. Богатые пушниной, рыбой, железом, медью и лесными продуктами, волости Севера становятся царскими вотчинами. В годы вражеских нашествий начала XVII века, когда «вся страна на юг от Москвы была сожжена и представляла собой голую степь», крепости Севера, укрытые в лесах и болотах, успешно отражали набеги захватчиков. Недаром Иван Грозный предполагал сделать Вологду своей царской резиденцией и столицей Русского государства. На северных рубежах края выросли укрепленные деревянные остроги, например Сумской и Кемский, а также неприступные каменные стены Соловецкого монастыря — Этого главного форпоста Севера, не раз отражавшего нападения шведского флота.
На северных реках, у важнейших пристаней и перевалочных пунктов росли, богатели и обстраивались хоромами и церквами купеческие города с промыш ленными и ремесленными посадами и слободами. Уже в XVI веке славится Сольвычегодск с его хоромами именитых людей Строгановых, «город не малый, где многие богатые торговые и ученые художники, а паче серебряных и медных дел мастеры». Великий Устюг был широко известен своими ярмарками, замечательными иконописцами, ювелирами и кузнецами. Из Вологды, где под руководством английских мастеров были спущены на воду великолепные корабли для флота Ивана Грозного, везли сало и воск, лен и крашенину, пряники и овощи.
В Тотьме на древнейшем русском заводе варили соль. Холмогоры снабжали русские города соленой рыбой, сундуками и ларцами, обтянутыми кожей нерпы или обитыми железом. Здесь выковывались по царскому заказу замки для мушкетов и карабинов. На Холмогорской ярмарке встречались иноземные и русские купцы из разных городов Севера. Из далекого Пустозерска на оленях привозили моржовые клыки. С Ваги и Онеги поступала смола и полотно. На побережье Белого моря добывалась слюда. Из Югры доставляли жемчуг и драгоценные камни.
Большой славой пользовались кузнецы Устюжны Железнопольской — этого древнейшего центра русской металлургии. Крупными торгово-ремесленными центрами были старинные города Каргополь, Белозерск и вновь возникшие Архангельск и Яренск. В XVII веке на Севере насчитывалось 26 посадов, причем их жители составляли около 10 процентов всего населения края. Эта Цифра характеризует большой удельный вес ремесла и торговли в хозяйственной жизни Севера.
Ремесленники в XVII веке работают уже не только на заказ, но и на рынок. Возникает товарное производство. Появляются скупщики. Это способствует классовому расслоению посадов и деревень.
* * *
Шестнадцатый — семнадцатый века — эпоха широкого проникновения в народное творчество новых форм и мотивов, связанных с декоративным, узорчатым стилем этого времени, пышно развернувшимся в городском и церковном строительстве. Геральдические птицы и звери, известные в деревне, видимо, уже в эпоху Новгорода, слились с травными и цветочными орнаментами, фигурами попугаев, павлинов, птиц-Сиринов, кентавров среди плодов граната и цветущих тюльпанов. Этим диковинным существам и растениям предстояло так или иначе смешаться с древними образами, приспособиться к ним.
С подъемом заморской торговли на рынки и в купеческие хоромы пришли пышноузорные красочные ткани, тисненые и расписные кожи, зеркала и стулья, медные шандалы, шкатулки черного дерева, часы, серебряная фигурная посуда, водолеи, бутыли, кружева, резные гребни. Началось активное освоение всех этих форм севернорусскихми ремесленниками.
Отныне одной из любимых композиций станет мотив льва и единорога, стоящих по сторонам дерева. Британский герб соединился здесь с древним образом предстояния. В просечном железе Устюга, в северодвинских расписных сундуках, в чеканных блюдах и чашах XVII века этот сюжет еще сохраняет геральдичность. В позднейшей крестьянской резьбе и росписи мотив расплывается, единорог заменяется конем или вторым львом. В таком упрощенном, переработанном виде композиция дошла до XX века в виде зеленых и желтых языкастых львов, симметрично рассаженных по концам дуг, на фронтонах изб, на дверях и деталях ткацкого стана. Иногда их сопровождают поясняющие надписи: «се лев», «се кот».
Резчики деревянной посуды принялись усердно осваивать металлические стильные образцы. В скопкарях XVII века появились рельефные, словно чеканные узоры. Солоницам стали приделывать хрупкие лебединые шейки, подставки, декорировать их волнистыми выпуклыми лентами и бантами, шишками, фестонами, рельефными поясками, имитирующими приемы обработки металла. Следы Этих новообразований постепенно теряли заостренность, подчинялись технике резьбы и к XIX веку солоницы стали совсем «деревянными» по своей форме.
Косторезы Холмогор особенно активно восприняли новый, западноевропейский стиль. Возможно, тут сказалось близкое знакомство с иноземными мастерами, жившими с XVI века в этом торговом центре. Сюда привозили среди прочих товаров слоновую кость и, несомненно, резные изделия из кости. В ранних холмогорских вещах XVII века заметны черты прямого заимствования. Спустя несколько десятилетий косторезы обрели уже свой самостоятельный стиль, соединивший в себе тончайшую сетчатую вязь с чистыми плоскостями, украшенными гравировкой, а также сюжетными вставками ажурного рисунка.
В XVI—XVII веках расцветает искусство декоративного оформления церковного и светского интерьера. В каменных храмах создаются грандиозные фресковые циклы, и прежде всего один из самых ранних на Севере и лучших на Руси — дионисиевский гимн во славу богоматери, украшающий и поныне скромную церковь Ферапонтова монастыря. Кузнецы выковывали железное узорочье две рей и церковных решеток, среди которых особенно известны памятники Устюга и Сольвычегодска.
В Сольвычегодске, Устюге, Тотьме было налажено производство поливных изразцов. Эмальеры, ювелиры и златошвеи строгановских усольских мастерских, а также монастырских заведений создавали драгоценный наряд алтарей и ризниц: многоцветные цаты, лампады, чаши, пелены и воздуха, великолепные облачения, тончайшие оклады, кресты, панагии, складни. С широких досок, вырезанных лапчатыми травами, печатали набивные завесы, имитировавшие дорогую ткань. В этом декоративном ансамбле одно из главных мест занимала рельефная резьба по дереву в сочетании с росписью и позолотой.
Для выполнения наиболее важных заданий на Север приглашались иногда лучшие московские мастера. Пышный иконостас Введенского монастыря в Сольвычегодске конца XVII века делал московский резчик из Оружейной палаты Григорий Иванов. Московским мастерам, возможно, принадлежат не только живописные миниатюры так называемых строгановских икон начала XVII века, но и резанные из дерева образки, например замечательный складень XVI века из Гос. Исторического музея.
Продолжение — История ремесла резьбы 5
