

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


В предлагаемых заметках речь пойдет о некоторых принципах специальных научных изданий исторических песен (своды, антологии, публикация целостных собраний и т. д.); здесь почти не будут затрагиваться вопросы, касающиеся сопроводительного научного и справочного аппарата (вступи тельные статьи, комментарии, указатели и т. д.), поскольку их решение всегда целиком обусловливается конкретными задачами и характером издания. Целесообразно остановиться на таких вопросах, как расположение материала, группировка вариантов, текстология; конечно, и в разрешении этих вопросов большое значение имеет специфика издания, но вместе с тем здесь как раз можно с полным основанием говорить о каких-то общих принципах и приемах, которые всякий раз будут получать свое конкретное воплощение.
1. В нашей науке имеется много различных типов изданий исторической песни: своды, охватывающие материал за несколько столетий («Песни, собранные П. В. Киреевским», вып 6-10; В. Ф. Миллер — «Исторические песни русского народа XVI-XVII вв.»); своды, ограниченные одной определенной темой (А. Н. Лозанова — «Народные песни о Степане Разине»); антологии песен определенного района (А М. Астахова — «Северные исторические песни»; А. М. Листопадов — «Донские исторические песни»; Б. Н. Путилов — «Исторические песни на Тереке») или одного тематического цикла (А. Н. Лозанова — «Песни и сказания о Разине и Пугачеве»); публикации отдельных текстов или извлечений из собраний.
Исторические песни широко публиковались в составе сборников, посвященных не одному, а нескольким жанрам фольклора. Здесь они либо выделялись в особые разделы, если сборники строились по жанровому признаку, либо получали свое место в ряду других песен, если материал сборников располагался по исполнителям, по месту записи и т. д. Можно заметить, что очень рано в издательской практике определилась тенденция группировать исторические песни в определенной системе. Этой системы не было в XVIII веке, но уже сборники первой половины XIX века ее знают; свое полное выражение она получила в «Песнях, собранных П. В. Киреевским», изданием которых ведал, как известно, П. Бессонов. Речь идет о принципе расположения песенных сюжетов в историко-хронологической последовательности их содержания Этого принципа стали придерживаться и при публикации небольшого числа (иногда всего нескольких) текстов, и в изданиях, где материал располагался по сказителям; отступления здесь были чрезвычайно редки.
Очевидно, что такая манера издания исторических песен, никогда никем всерьез теоретически не обоснованная, восторжествовавшая без всякой борьбы, совершенно правильна и целиком обусловлена самой природой жанра. Стоит напомнить, что в изданиях былин мы обнаруживаем не какую-то одну господствующую, а несколько систем. В пределах, определенных характером издания (свод, антология сюжетов, репертуар района, сказителя), расположение сюжетов производства на основании самых различных признаков, каждый из которых в определенных условиях представляется законным: по основным героям, по тематике, по жанровым группам, по времени возникновения сюжетов (убывающая степень архаичности) и др.
Исторические песни такого многообразия не знают, и это вполне понятно: научно осуществленное расположение текстов в историко-хронологической последовательности, по существу, исчерпывает возможности группировки по темам, героям и т. д.
И здесь дело не только в том, что любая историческая песня может быть в конечном счете всегда соотнесена если не с конкретным событием, то во всяком случае с определенным историческим моментом. Главное обоснование указанной системы заключается в том, что расположение песенных сюжетов в их историко-хронологической последовательности отражает реальную картину развития жанра, его внутренней истории, показывает не только последовательный ряд событий и периодов, запечатленных в песнях, но и — что особенно важно — объективный процесс возникновения историко-песеиных сюжетов. Нельзя, пожалуй, привести ни одного примера повторного, позднего обращения народного творчества к той или иной исторической теме. Циклы песен об Иване Грозном, о Ермаке, о Разине, однажды .сложившись, в дальнейшем больше не пополняются новыми сюжетами; данная тема оказывается исчерпанной народным творчеством в определенных хронологических рамках; в XVII веке, по-видимому, не создавались песни об Иване Грозном или о Ермаке, так же как в фольклоре XVIII или XIX века не возникали новые песни о Разине.
Вот почему историко-хронологический принцип группировки историко-песенных сюжетов представляется естественным научным принципом, если, конечно, издание не преследует каких-то особых целей.
2. Разумеется, этот принцип нельзя применять буквально, т. е. располагать сюжеты на основании точного соотнесения их с фактами событий, с которыми они связаны, ибо в этом случае как раз объективная картина процессов развития жанра может быть нарушена. Историко-хронологический принцип необходимо сочетать с другим очень важным принципом, также прямо вытекающим из природы жанра, — с принципом циклизации. Каждый историко-песенный сюжет существует не сам по себе, он живет в определенном песенном ряду, и это ряд, который не всегда можно подвести под хронологическую таблицу. Содержание этого ряда гораздо глубже исторической хронологии; сюжеты, входящие в него, связаны отнюдь не только историко-хронологически; они связаны известным внутренним единством, которое проявляется в разработке некоей единой темы в общей художественной форме. Такой ряд можно называть песенным циклом. Разрывать в изданиях единые песенные циклы сюжетами, хотя и соответствующими хронологии событий, но не входящими в данный цикл, нельзя. Приведу только один пример. В составе песенного цикла о Ермаке, большая часть сюжетов которого соотносится с событиями 80-х годов XVI века, есть сюжет «Взятие Ермаком Казани»; содержание его, хотя и вымышленное, но соотносится с событиями 1552 года. Тем не менее сюжет этот должен быть поставлен в ряду песен о Ермаке, так как органически входит в этот цикл, вне которого не может быть понят.
К выводу о необходимости группировать материал по циклам пришел в свое время уже Бессонов. В его издании «Песен, собранных П. В. Киреевским» налицо попытка выделить определенные циклы и сосредоточить вокруг них весь материал. Эта система группировки сюжетов стала обычной для большинства изданий, хотя она и не всегда осуществлялась с должной последовательностью.
Сложность ее заключается в том, что она требует некоторого предварительного исследования сюжетов. Но в свою очередь правильное ее осуществление дает предпосылки для более глубокого изучения песенных циклов и отдельных песен.
Б. Н. Путилов
О принципхх научного издания исторических песен: продолжение
