Метки





В предлагаемых заметках речь пойдет о некоторых принципах специальных научных изданий исторических песен (своды, антологии, публикация целостных собраний и т. д.); здесь почти не будут затрагиваться вопросы, касающиеся сопроводительного научного и справочного аппарата (вступи тельные статьи, комментарии, указатели и т. д.), поскольку их решение всегда целиком обусловливается конкретными задачами и характером издания. Целесообразно остановиться на таких вопросах, как расположение материала, группировка вариантов, текстология; конечно, и в разрешении этих вопросов большое значение имеет специфика издания, но вместе с тем здесь как раз можно с полным основанием говорить о каких-то общих принципах и приемах, которые всякий раз будут получать свое конкретное воплощение.

1. В нашей науке имеется много различных типов изданий исторической песни: своды, охватывающие материал за несколько столетий («Песни, собранные П. В. Киреевским», вып 6-10; В. Ф. Миллер — «Исторические песни русского народа XVI-XVII вв.»); своды, ограниченные одной определенной темой (А. Н. Лозанова — «Народные песни о Степане Разине»); антологии песен определенного района (А М. Астахова — «Северные исторические песни»; А. М. Листопадов — «Донские исторические песни»; Б. Н. Путилов — «Исторические песни на Тереке») или одного тематического цикла (А. Н. Лозанова — «Песни и сказания о Разине и Пугачеве»); публикации отдельных текстов или извлечений из собраний.
Исторические песни широко публиковались в составе сборников, посвященных не одному, а нескольким жанрам фольклора. Здесь они либо выделялись в особые разделы, если сборники строились по жанровому признаку, либо получали свое место в ряду других песен, если материал сборников располагался по исполнителям, по месту записи и т. д. Можно заметить, что очень рано в издательской практике определилась тенденция группировать исторические песни в определенной системе. Этой системы не было в XVIII веке, но уже сборники первой половины XIX века ее знают; свое полное выражение она получила в «Песнях, собранных П. В. Киреевским», изданием которых ведал, как известно, П. Бессонов. Речь идет о принципе расположения песенных сюжетов в историко-хронологической последовательности их содержания Этого принципа стали придерживаться и при публикации небольшого числа (иногда всего нескольких) текстов, и в изданиях, где материал располагался по сказителям; отступления здесь были чрезвычайно редки.
Очевидно, что такая манера издания исторических песен, никогда никем всерьез теоретически не обоснованная, восторжествовавшая без всякой борьбы, совершенно правильна и целиком обусловлена самой природой жанра. Стоит напомнить, что в изданиях былин мы обнаруживаем не какую-то одну господствующую, а несколько систем. В пределах, определенных характером издания (свод, антология сюжетов, репертуар района, сказителя), расположение сюжетов производства на основании самых различных признаков, каждый из которых в определенных условиях представляется законным: по основным героям, по тематике, по жанровым группам, по времени возникновения сюжетов (убывающая степень архаичности) и др.
Исторические песни такого многообразия не знают, и это вполне понятно: научно осуществленное расположение текстов в историко-хронологической последовательности, по существу, исчерпывает возможности группировки по темам, героям и т. д.
И здесь дело не только в том, что любая историческая песня может быть в конечном счете всегда соотнесена если не с конкретным событием, то во всяком случае с определенным историческим моментом. Главное обоснование указанной системы заключается в том, что расположение песенных сюжетов в их историко-хронологической последовательности отражает реальную картину развития жанра, его внутренней истории, показывает не только последовательный ряд событий и периодов, запечатленных в песнях, но и — что особенно важно — объективный процесс возникновения историко-песеиных сюжетов. Нельзя, пожалуй, привести ни одного примера повторного, позднего обращения народного творчества к той или иной исторической теме. Циклы песен об Иване Грозном, о Ермаке, о Разине, однажды .сложившись, в дальнейшем больше не пополняются новыми сюжетами; данная тема оказывается исчерпанной народным творчеством в определенных хронологических рамках; в XVII веке, по-видимому, не создавались песни об Иване Грозном или о Ермаке, так же как в фольклоре XVIII или XIX века не возникали новые песни о Разине.
Вот почему историко-хронологический принцип группировки историко-песенных сюжетов представляется естественным научным принципом, если, конечно, издание не преследует каких-то особых целей.

2. Разумеется, этот принцип нельзя применять буквально, т. е. располагать сюжеты на основании точного соотнесения их с фактами событий, с которыми они связаны, ибо в этом случае как раз объективная картина процессов развития жанра может быть нарушена. Историко-хронологический принцип необходимо сочетать с другим очень важным принципом, также прямо вытекающим из природы жанра, — с принципом циклизации. Каждый историко-песенный сюжет существует не сам по себе, он живет в определенном песенном ряду, и это ряд, который не всегда можно подвести под хронологическую таблицу. Содержание этого ряда гораздо глубже исторической хронологии; сюжеты, входящие в него, связаны отнюдь не только историко-хронологически; они связаны известным внутренним единством, которое проявляется в разработке некоей единой темы в общей художественной форме. Такой ряд можно называть песенным циклом. Разрывать в изданиях единые песенные циклы сюжетами, хотя и соответствующими хронологии событий, но не входящими в данный цикл, нельзя. Приведу только один пример. В составе песенного цикла о Ермаке, большая часть сюжетов которого соотносится с событиями 80-х годов XVI века, есть сюжет «Взятие Ермаком Казани»; содержание его, хотя и вымышленное, но соотносится с событиями 1552 года. Тем не менее сюжет этот должен быть поставлен в ряду песен о Ермаке, так как органически входит в этот цикл, вне которого не может быть понят.
К выводу о необходимости группировать материал по циклам пришел в свое время уже Бессонов. В его издании «Песен, собранных П. В. Киреевским» налицо попытка выделить определенные циклы и сосредоточить вокруг них весь материал. Эта система группировки сюжетов стала обычной для большинства изданий, хотя она и не всегда осуществлялась с должной последовательностью.
Сложность ее заключается в том, что она требует некоторого предварительного исследования сюжетов. Но в свою очередь правильное ее осуществление дает предпосылки для более глубокого изучения песенных циклов и отдельных песен.

Б. Н. Путилов

О принципхх научного издания исторических песен: продолжение