![](http://rusfolklor.ru/wp-content/themes/maplevalley/images/spacer.gif)
![](http://rusfolklor.ru/wp-content/themes/maplevalley/images/spacer.gif)
Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
https://on-prava.com/gims права в гимс.
![](http://rusfolklor.ru/wp-content/themes/maplevalley/images/spacer.gif)
![](http://rusfolklor.ru/wp-content/themes/maplevalley/images/spacer.gif)
Начало: Предыстория народной деревянной скульптуры
Тотемы и идолы
Предыстория народной деревянной скульптуры
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.
Птица-„кутышка" с крыши дома, Вологодская область. Конец XIX в.
В XVIII—XIX веках появляется целая галерея всадников, запряжек, кареток, рысаков в яблоках, цирковых выездов, карусельных лошадок, игрушечных эскадронов на раздвижных планках, маленьких памятников вроде Скобелева на вздыбленном коне вплоть до деревянных сидений-коней на детских качелях, в которых вся эта «иконография» возвращается к исходной форме округлого бруса с изогнутой по-лошадиному головой.
В этом исходном, словно бы зашифрованном мотиве кроется, по-видимому, главная суть образа. Она как пластическая формула просвечивает во всех коньках и птицах, от простейших, которые нельзя даже признать изображением, до скульптурно развитых. В основе лежит собирательный образ живого существа, объединяющий в себе черты коня, птицы, змеи и, может быть, медведя и быка, то есть синкретический образ зверя-тотема, наподобие тех фантастических чудовищ, которые известны у народов Сибири, эскимосов, американских индейцев. Поэтому конькам придается сходство с зайцем или медведем. Иногда у них по бокам вырастают выступы-крылья. В форме глаз обнаруживается нечто совиное. Некоторые ковши оформлялись в виде полуконя-полуптицы. В других образцах птичьи черты соединялись с признаками змеи. Коню часто придают невероятно вытянутую гусиную шею и плоское, безногое туловище плывущей птицы.
Отсутствие в традиционной народной резьбе Севера самостоятельных образов быка, козла, медведя, волка, зайца объясняется тем, что все они были, вероятно, постепенно поглощены этим суммарным символом, растворились в нем. Конь и птица оказались легальными канонизированными масками, под которыми прятались запретные языческие тотемы.
Кроме того, образы коня, как и птицы, несомненно вобрали в себя комплекс представлений, связанных с солнцем, водой. Поэтому, как и в известных угро-финских бронзовых подвесках, коньки и птицы в народной резьбе часто срастаются попарно, образуя композицию в виде солнечной ладьи, а также дополняются зигзагообразным или крестообразным узором.
Примером образной метаморфозы могут служить кровельные коньки. В северной крестьянской архитектуре преобладают решения с одним коньком, но встречаются избы, увенчанные тремя, четырьмя и более конями. Но изображение коня не является единственной формой скульптурной обработки охлупня. В наиболее глухих районах с ним соперничает мотив длинношеей птицы. У комизырян на крыше помещается деревянное изображение утки. На берегах Вычегды, в Красноборском районе, на Пинеге вместо коня часто изображается олень с ветвистыми рогами, вырезанными из природных отростков корня. На домах охотников можно увидеть иногда и настоящие оленьи рога. В деревнях по рекам Кокшеньге и Ваге поверх охлупня устанавливались деревянные фигуры птиц, похожие иногда на лебедя, иногда на кукушку.
Среди известных нам образцов скульптурных коней-охлупней встречаются самые разнообразные варианты: с длинными шеями, с заячьими ушами, с несколькими головами, растущими веером (форма, подсказанная природными очертаниями елового корневища), с огромными черными глазами, намалеванными краской, с круглыми глазами из медных блях, с широкой оскаленной пастью, с головой змеи. Очень часто взамен головы фигурирует волютообразный завиток, квадратный выступ или зубчатый гребень. Массивная перемычка нередко соединяет «морду» конька с корпусом, и в этом случае иногда образуется подобие сквозного диска. Боковые стороны конька в иных случаях имеют утолщения, словно рудиментарные крылья, как, например, в удивительном экземпляре из деревни Паунинская Тарногского района. Не менее разнообразны по очертаниям скульптурные «окручья» — курицы.
О древности скульптурных охлупней свидетельствует найденный при раскопках в Белозерске костяной предмет, словно воспроизводящий в миниатюре типичную северную форму кровельного конька. Фрагменты деревянных куриц из Новгорода вполне аналогичны деталям построек XIX века. Правда, на известных рисунках и чертежах домов XVI—XVII веков изображения охлупней отсутствуют. Следует ли предположить, что охлупни применялись лишь на Севере, а в среднерусских областях эта форма не употреблялась? Можно допустить и другое. Охлупень-зверь не мог не вызывать гнева церковных властей. Эта символическая деталь должна была временно, вследствие гонений, исчезнуть с крыш или стать чисто геометрической, подобно конькам храмовых крылец. С ослаблением неизвестных нам запретов в XVIII веке коньки вновь стали красоваться на домах, причем на Севере, с его массивной стройкой, удержался прежний тип «коренного» конька, а южнее получил распространение плоский двойной конек из крестообразно выпущенных тесин.
Коньки, или «коники», оформлявшие интерьер дома, чаще всего вырубались, а позже выпиливались из толстой пластины или доски и представляли собой округлое профильное изображение головы коня, иногда превращавшееся в диск, кольцо, завиток или в схематический абрис человеческой головы. Коники ставились в наиболее ответственных местах помещения, там, где требовалась особая защита: около двери, рядом с печью, по сторонам божницы, по углам кровати и люльки. Иногда на кониках и печных столбах вместо скульптурного мотива вырезался контуром перекрещенный круг.
Найденная в Новгороде деталь, которую археологи назвали «петушком» с крыши дома, возможно, представляет собой часть коника, оформленного в виде кольцевой композиции, расчлененной на «кубцы» и дуги. Такие очертания имеют и некоторые коники XIX века, например экземпляр из Вологодской области, фотография которого хранится в фототеке Музея русской архитектуры. Новгородский фрагмент довольно точно вписывается в контуры позднейшего образца. Тип кольцевидного или дугообразного коника встречается в самых архаичных черных избах Севера, где вообще сохранилось много древних форм (Белозерский край и др.).
Другие разновидности коников могут быть поняты как эволюционирующие варианты исходной формы. Круглое отверстие иногда зарешечивается или заполняется прорезным «солнышком» с лучами, похожими на спицы колеса. Верхняя дуга часто отделяется от нижней, и тогда ее выступ, в силу привычной метафоры, уподобляется голове коня. Впрочем, та же форма легко становится округлым растительным завитком. Иногда широкое кольцо целиком становится изображением круто изогнутой шеи и головы, с ушами и пастью, обозначенными выступающими валиками. Такая форма придана конику начала XIX века из деревни Поченовская Тотемского уезда. Мотив коня иногда упрощается настолько, что от него остается лишь ряд различных уступов и угловатых выемок, как, например, в архаичной «зимовке» деревни Конец Тарногского района.
Дуговое кольцо нередко лишается внутреннего просвета и в этом случае оказывается силуэтным диском, обычно сохраняющим выступающие «уши». Подобные коники-диски встречаются в западноевропейских средневековых скамьях в самых различных вариантах и размерах от больших кругов во всю ширину доски до маленьких, плоских главок на выступающих «шейках». Диски с ушами иногда напоминают голову медведя.
Аналогичные решения были распространены и в русских кониках, в резной мебели Украины и западнославянских стран. Плоский диск иногда оказывается округлым шариком или граненым кубцом. Шарик на стержне характерен для изб Карелии, где, как отмечает Габе, эта форма является украшением печного столба и используется в качестве вешалки для полотенца. Возникает предположение, что диск и особенно круглая маковка на стержне могли символически связываться с образом домового и нести в себе отголоски древнейших припечных столбов. Родство шариков с известными головами домовых Новгорода, также укрепленными на стержнях, особенно выявляется в тех случаях, когда круглый диск или маковка словно выглядывают из округлого окошечка, прорезанного в печной доске. Следует вспомнить, что древние норвежцы украшали свою мебель, в частности выступающее изголовье кровати, изображениями головы бога Тора. Маковки русских крестьянских кроватей и люлек также заключают в себе аналогичный образ.
Продолжение: Предыстория народной деревянной скульптуры 4
![](http://rusfolklor.ru/wp-content/themes/maplevalley/images/spacer.gif)