Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта
Ааа —
В давнее время,
Время, когда возник мир,
Росла тогда трава такая —
С корнями, что волчьи хвосты,
С колосьями, что лисьи хвосты.
Ааа —
Вода текла из безводной теперь земли,
Трава росла из бестравной теперь земли,
Скота было столько,
Что не настичь его было голосом,
Подданных было столько,
Что не настичь их было законами.
Это было время, говорят,
Когда хвост верблюда касался земли,
Когда рога горного козла задевали небо.
Ааа —
Духов было миллионы,
Богов было десять тысяч.
Ааа —
Если пускались в путь
На высокий Алтай
В первый день прибывающего месяца,
Занимаясь охотой,
Добывая дичь —
С богатой добычей,
Счесть ее невозможно —
Возвращались домой
Только в последний день убывающего месяца.
Вот каким было, говорят, то время!
Зачин сказки (Тоолдунг бажы)
Запись от 45-летнего М. Хойтювека, произведена 6 августа 1967 г. в Онгаде.
Нем.: Taube, 1977, с. 6.
Этот зачин Хойтювек исполнил перед началом сказки «Хан Тёпосвек». Зачины сказок относят время событий следующей за ними истории к доисторическому, очень древнему времени. В это начальное время сразу после сотворения мира все еще ново, вес в изобилии, что-то не такое, как сейчас (например, размеры и свойства животных). Устойчивыми формулами является описание природы с обильными пастбищами и лесами, дающими достаточно пищи и воды большим стадам и обильную добычу охотникам. Люди живут, радуясь этому миру, который, по Байынбурээду, они воспринимают как дар Алтая. Такое исконное чувство благодарности можно найти не только в сказочных зачинах, оно есть и в «хвалах» (мактаар), которые выступают самостоятельно как принадлежность обряда.
----------------
Текст по материалам книги «Сказки и предания алтайских тувинцев»