

Метки
-
Загадки
Заговоры
Частушки
атаман
бабушка
барин
барыня
беда
бедный
бог
богатство
богатый
брак
брат
бык
былина
вдова
век
война
время
голова
горе
гость
девица
дедушка
деньги
дети
добро
дом
душа
жена
жених
жизнь
земля
змея
имр
казак
казнь
князь
колхоз
конь
крест
крестьяне
лень
лиса
любовь
люди
мама
масленица
матушка
мать
медведь
мир
молодец
муж
мужик
небо
невеста
неволя
нужда
орда
отец
песни
поговорки
поле
поп
пословицы
пост
похороны
правда
причитания
радость
река
свадебная
сватовство
семья
сердце
сестра
сказка
слава
слёзы
смерть
совет
солдат
сон
старик
старуха
суд
считалки
труд
урожай
фольклор
хвост
хитрость
хлеб
хозяйка
царь
церковь
черти
шахта


Начало: Предыстория народной деревянной скульптуры
Тотемы и идолы
Предыстория народной деревянной скульптуры
А.К.Чекалов Издательство «Искусство», 1974 г.
Дом на территории Музея-заповедника Кижи. Рубка в обло.
Видимо, совсем не случайно в северной народной резьбе по дереву и росписи из многих деревьев чаще изображается ель, часто с птицами наверху. Данный мотив достаточно широко распространен на огромном пространстве от Восточной Сибири до самой Норвегии. Изображение ели нередко заменяется ромбом либо треугольником, а в деревянной скульптуре этому соответствует своеобразная пирамидальная ярусная башенка. На лопастках многих вологодских прялок дерево-ель растёт из солнечного круга либо квадрата (прялки из районов Вельска). Изображение дерева часто встречается в рельефной и контурной резьбе, сливается с привычными мотивами травных или цветочных узоров, а также, в вещах XIX века, иногда с лавровыми ветвями.
Единая схема мотива дерева в резьбе почти не прослеживается. Это один из наиболее растворившихся образов, слившийся с христианским «Райским деревом», с букетом, тюльпаном, виноградной лозой, вазоном, а также с идольским столбом, ярусным стержнем, резным ромбом и кругом. Для стилевых решений XVII—XVIII веков характерно геральдическое решение: два зверя или птицы по сторонам ствола. Иногда это лев и единорог, расположенные по бокам пышного дерева с густыми, разветвленными корнями. Под сенью дерева разворачиваются галантные сцены в духе пасторальных песен про «сад-зелено-виноградье». В пряничных досках XVIII—первой половины XIX века узорное дерево разрастается в богатый орнамент. В конце XIX века лиственное округлое дерево уступает место геометризованной елке. Эти елочки чаще всего обособляются от системы узора и даются как особый сюжет «на полях» прялки или валька. Иногда, например в прялках Поморья, эти деревца натуралистически прорисовываются острым контуром, причем изображаются метелочки корешков и птицы на вершинах. Такие елочки с птицами обычны в северных вышивках, причем дерево нередко сливается с фигурой стоящей «барыни» (богини?). Чем архаичнее вещи с геометрическими порезками, тем сильнее выявлен в них мотив елки и птиц, как, например, на прялках XIX века с Вычегды в Сольвычегодском музее и на прялках из глухих районов Кокшеньгского края, хранящихся в Гос. музее этнографии. В районе Пермогорья-Черевкова на Северной Двине мотив дерева получил рельефную разработку. Отсюда происходят, по-видимому, известные вещи с «пальчатой» резьбой (кровати, стулья, скамьи, свечные ящики). Ранние образцы этого рельефа относят к XVIII веку, хотя большая часть, вероятно, изготовлена в конце XIX — начале XX века, может быть, по заказу скупщиков, снабжавших музеи и коллекционеров русской древностью. В этих композициях опять-таки господствует мотив дерева с множеством птиц на ветках. Иногда помещено семь уток, как и в сибирских изображениях этого же сюжета. Число семь, как известно, считалось еще недавно священным у нерусских народностей Севера. Семь поперечных борозд вырезано на «лесном шайтане» из Сургурского района. Этому еловому идолу, стоявшему у дороги, поклонялись ханты.
Возможно, с пережитками культа дерева следует связывать широко распространенные на Севере построения в виде столбика с поперечными зарубками, отрогами, завитками, иногда оформлявшимися в виде птичьей головы. Так решаются, например, стержни вологодских швеек-корневух XIX века. Решетчатые ажурные шевроны на тех же швейках и на некоторых весьма архаичных сосудах-птицах проще всего объяснить родством с тем же древесным мотивом. Интересно, что и здесь, как в «лесном шайтане», число ярусов тяготеет к семи.
Возможно, что с образом дерева связывались поминальные и обетные кресты, достигавшие громадных размеров и украшавшиеся полотенцами и ленточками, как особенныесвященные деревья. Хочется предположить даже, что причудливая форма известного Людогощинского креста XIV века, процветающая лапами-отрогами и мелкими веточками-крестиками, косвенно связана с глубоко народным мотивом благодатного дерева.
Следует вспомнить также многочисленные погосты Севера, например в Заонежье, где почти непременным дополнением к церковной постройке является старая ель или группа елей. Сходство шатрового храма с елью, может быть, не так уж случайно.
Традиционный мотив дерева с птицей на вершине еще живет в северной деревне. Он часто встречается в глиняной игрушке Каргополя и Дымки. В резной деревянной скульптуре В. Афанасьева, работавшего в 50-е годы XX века в Белозерском районе, черные птицы, сидящие на массивных кронах, поражают неожиданным архаизмом, хотя сам резчик, по его словам, никакого символического смысла в изображение не вкладывал.
Возможно, что с культом деревьев связано особое отношение крестьян к материалу: стремление использовать его целиком, выискать готовую, «самородную» форму, сохранить природные очертания. Можно предположить, что пассивное следование материалу отражает древние религиозные запреты. Этим объясняется, видимо, и болваноподобная, почти не обработанная форма идолов. Чрезмерно усердная обработка могла бы нарушить скрытую жизнь дерева, убить в нем спящего бога.
Этим, возможно, объясняется не только полуобработанность идолов, ставившихся на склонах гор и на берегах рек и словно растущих из земли, но и замкнутая, столбовидная форма известных церковных статуй Николы и Параскевы Пятницы, особенно почитавшихся на Севере. Скульптура Николы из села Сретенского, опубликованная Н. Серебряниковым, почти не отличается по формам от простейшего идола: та же угловатая обрубленность, отсутствие рук и ног, сохранение природных очертаний древесного столба. Впрочем, о деревянных идолах речь пойдет дальше.
Общеизвестно, какую важную роль в русском и вообще в европейском народном искусстве играли образы животных и, разумеется, птиц. С ними тесно связывалась сложная система человеческих представлений и верований, всегда в основе которых лежало обязательное поклонение силам природы.Самыми древними и наиболее распространенными были образы коня и птицы, и нередко оленя.
В своем наиболее раннем, первичном значении эти существа олицетворяли космогонические представления и стихийные явления. Конь являлся символом солнца. Лебедь или утка связывались с водной стихией или небесными силами: громом, тучами. Олень, по представлениям древних кочевников Севера, был сыном солнца и первое оленье стадо спустилось с облаков. Птица — символ весны, что отразилось в «пекарской» скульптуре известных жаворонках из теста.
Вместе с тем птица — это образ судьбы, символ беды и радости, тревожная весть и горестный вопль. Крик птицы — к несчастью. Но это и солнечный петух, прогоняющий ночную нечисть. Это — сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть.
Со временем живые существа стали духами-покровителями человека и его очага. У карел утка считалась покровителем семейной жизни и домашнего благополучия. У ненцев водяная перелетная птица, которая считалась улетающей ежегодно к богу Нуму, посвящалась в качестве покровительницы ребенку. Птичья и конская голова являлись магическими оберегами. По сибирскому поверью, «курица и конь на крыше — в избе тише». В устьянских свадебных причетах личный дух-покровитель невесты, называемой Красотой, представлялся в образе птицы, враждебный дух Шамшура-Кикимора — в виде чудовища со змеиными глазами и звериными когтями. Один из главных образов фольклора — человек-птица. Еще совсем недавно старики карелы считали, что нельзя убивать лебедя, потому что это — превращенная женщина. Образ птицы в народных песнях и сказках связывают непосредственно с живым человеком. В Сольвычегодском уезде девушки пели: «Селезня я любила, кафтан ему купила». На Мезени во время зимних вечеринок вызывали танцующих: «Уточка, поплавай-ко, сизая, со селезнем». У ненцев во время смотрин совершался обряд «уточка», причем уточкой именовалась невеста.
Образ коня особенно богат смысловыми слоями. Красный конь-Солнце ладьей плывет поверх крыш, летит тяжелой птицей с деревянными крыльями. Конский череп — судьба, и конский топот — погибель. Конь — мускулистая сила плоти и бег времени. Конь — венец дома, без него дом словно обезглавлен. Коньки покоятся на крестах и придорожных часовнях, на киотах и кровлях храмов, в форме конька вырезают рубель и рубанок. Конек — логичное и образное завершение всякой протяженной формы, необходимая концовка в композиции.
Конь — древнейший образ, стоящий у истоков славянской культуры, на том рубеже, где она смыкается с миром кочевников, степными ордами скифских и сарматских племен. С конем и позже отождествляла себя Русь: дикими табунами, крылатыми тройками летела через равнины, кобылкой Микулы тянула тысячелетнюю лямку, ворочая камни деревянным рогом сохи. Утверждала победоносный знак всадника на окраинах земли. Деревянный дом Севера построен «конем». В его образе есть нечто от древнего корабля с резной головой животного на форштевне. Вместе с тем в нем угадывается как прообраз походная кибитка кочевника.
Конь горделивый и усмехающийся, скачущий, плывущий, загорающийся огнем рождается из построения архитектурной формы. Конь громоздится на крыше или с усилием везет ковш, в пропорциях сходный со зданием. Конь становится кронштейном и несет на себе тяжкое тело печи, легкой спиралью оттеняет ее черное жерло, пристроившись к печному столбу. Деревянные табуны «пасутся» и «работают» в доме: возносят язычок пламени над светцом и охраняют, застыв попарно, пролеты ткацкого станка. Цепочкой, вереницей кораблей плывут они по деревянному руслу доски и святотатственно круглят языческие силуэты по бокам убогой божницы.
Продолжение: Предыстория народной деревянной скульптуры 3
